Авторы

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

ГЛАВНОЕ О ВЛАДИМИРЕ ЦИММЕРЛИНГЕ

Владимир Циммерлинг. Философия в скульптуре

Владимир Циммерлинг: Когда работаю, то прав только я!

Владимир Циммерлинг. Графика. Взгляд скульптора

Антон Циммерлинг. "К юбилею Владимира Циммерлинга"

Владимир ЦИММЕРЛИНГ (28 августа 1931 – 9 июня 2017), родился в Москве в семье организатора промышленности и одного из основателей Института цветных металлов и золота (1930) Исаака Ноевича Циммерлинга (1890-1966).

В 1940-е принадлежал к окружению семьи философа Г.Г. Шпета и размышлял об академической карьере, но отказался от нее.

В 1948 поступил в Московскую среднюю художественную школу (ныне Московский академический художественный лицей), которую окончил по классу скульптуры.

В 1950 поступил в Латвийскую академию художеств (Рига).

В 1957 окончил Латвийскую академию художеств, преподаватель - классик европейского авангарда Теодор Залькальн (1876-1972), дипломная работа - «Портрет Сергея Рахманинова». Вернулся в Москву.

В 1961 стал членом Союза художников СССР. С 1992 член секции скульптуры МСХ и ОМС.

С 1955, еще будучи студентом, начал участвовать в выставках. Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок, включая   Всесоюзную выставку «Советская Россия» (Москва, 1960), 1-ю Всесоюзную выставку скульптуры (Москва, 1983) и Всесоюзную выставку гобелена и скульптуры (Москва, 1986).

В конце 1950-х скульптор Дмитрий (Даниил) Рябичев (1926-1995) привлек Владимира Циммерлинга к совместным монументальным проектам. Первой их крупной работой стал Монумент в ознаменование 850-летия города Владимира (бронза, гранит) для которого Владимир Циммерлинг создал фигуру Рабочего (1960). Известны также Мемориальный ансамбль 30-летия Победы (Мемориал воинам-сибирякам) в Омске, Парк Победы (1975), для которого Владимир Циммерлинг создал центральную фигуру Солдата и серию тематических барельефов на гранитных монолитах, и  Монумент в память о 14 тысячах погибших в годы Великой Отечественной войны (1971, гранит, Коломна). Последней совместной работой с Дмитрием Рябичевым является трехфигурная композиция «Мужество» в Ташкенте (1976, бронза, гранит).

С 1960-х начал выставляться как график.

В 1970-е и 1980-е являлся членом комиссии по самодеятельному творчеству при Союзе художников СССР, принимал участие в организации всесоюзных выставок самодеятельных художников, читал лекции по эстетике и теории искусств. К этому периоду относятся опубликованное выступление на Всесоюзной конференции «Досуг и творчество» (№3, 1974) и программная статья «О самодеятельном творчестве», напечатанная в журнале «Художник» (№9, 1974).

В конце 1970-х - начале 1980-х работал совместно с архитектором Э.М. Барклаем (1925-1984), ими воздвигнут ряд памятников в Узбекистане.

В конце 1980-х установил ряд памятников в Иваново, включая бюсты поэтов Николая Майорова (1987) и Алексея Лебедева (1988) в Литературном сквере, а также Въездной знак города.

Главной темой станковой скульптуры Владимира Циммерлинга, по мнению большинства писавших о нем авторов (А. Баташев, М. Яблонская, Т. Бельская, В. Борунова), было раскрытие тайны творческой личности. Владимир Циммерлинг  - автор портретов поэтов, писателей, музыкантов, художников и ученых: Федора Тютчева (1978), Афанасия Фета (1993, 1997, 2003), Осипа Мандельштама (1990), Марины Цветаевой (1995, 1998), Владислава Ходасевича (2003), Юнны Мориц (1969-1974), Бертольта Брехта (1961), Халлдора Лакснесса (1961), Иоганна Вольфганга фон Гёте (1983, 2001), Гюстава Флобера (1984), Сергея Эйзенштейна (1961), Иоганна Себастьяна Баха (1982), Белы Бартока (1962), Сергея Рахманинова (1957, 1981), Давида Ойстраха (1960), Льва Ландау (1960) и Николая Лобачевского (1970).

В то же время, искусствоведы В.И. Борунова и К.М. Шмакова параллельно подчеркивают роль гротеска и авангардной пластики в его творчестве. Катерина Шмакова в связи с этим особо отмечает экспериментальную серию «Толстая лента» (1993-1997).  

Персональные выставки

1985 Москва, выставочный зал МОСХ, ул. Вавилова, 65.

1999 Москва, Спасоналивковский пер., 4, совместно с дочерью, живописцем Марой Даугавиете.

2014 Семейная выставка «Многообразие в единстве. Династия художников». Москва, галерея «Замоскворечье».

После смерти работы Владимира Циммерлинга выставлялись на групповых выставках:

2018 «Без Покровов». Москва, выставочный зал МСХ, ул. Кузнецкий Мост, 20.

2018 «Память». Москва, выставочный зал МСХ, ул. Кузнецкий Мост, 20.

2019 «Пешеходы твои - люди невеликие». Москва, выставочный зал МСХ, ул. Кузнецкий Мост, 20.

2020 «Диалоги со старыми мастерами. Луция Даугавиете. Мара Даугавиете. Георгий Уваров. Владимир Циммерлинг». Москва, галерея «У Чистых прудов».

Владимир Циммерлинг писал статьи и эссе по вопросам философии, эстетики и этики. В 1970-е видное место в его интеллектуальном наследии занимает герменевтика: он был одним из пионеров аналитического изучения поэтики Осипа Мандельштама.

Во второй половине жизни Владимир Циммерлинг предпочитал не комментировать собственное творчество публично и не раскрывать программу своих произведений, но в его архиве есть работы, проливающие свет на отношение скульптора к форме и пластике и к направлениям в искусстве.

 

Публикации по философии и эстетике

 Книги

1999 Владимир Циммерлинг. "Да и нет не говорите". Москва, Институт экономики РАН.

2019 Владимир Циммерлинг. "Избранные работы". Составление, общая редакция и комментарии А.В. Циммерлинга. Москва-С.-Петербург, «Нестор-История».

Статьи и эссе 

1974 Владимир Циммерлинг. "К проблемам самодеятельного творчества". Журнал «Художник», 1974, № 9.

Выступление на всесоюзной конференции "Досуг и творчество". Журнал "Декоративное искусство", 1974, № 3.

1993 В.И. Циммерлинг. "Промер". "Мандельштамовское общество. Т. 4. «Сохрани мою речь», № 2. Москва, «Книжный сад», 1993, с. 44-57.

1995 В.И. Циммерлинг." Канон и модель". «Речевые и ментальные стереотипы в синхронии и диахронии». Москва, Институт славяноведения и балканистики РАН с. 137-139.

2004 В.И.Циммерлинг. Внеиндивидуальное в эстетическом. «Логический анализ языка. Языки эстетики». Москва, «Индрик».

2021 Владимир Циммерлинг. "Живое чудо". Москва, 1965. Первая публикация в журнале «Собрание. Искусство и культура», № 14, апрель, с. 105.

 

Публикации о Владимире Циммерлинге

1965 А. Баташев. "Глаза, влюбленные в жизнь. Очерк о молодом скульпторе". АПН, 4 ноября.

1966 А. Batashev. "Sculptor". Журнал "Soviet life", 1966, №12.

1985 Т. Бельская. Портреты Циммерлинга. «Московский художник», 19.07.

1985 В. Борунова. "Скульптор Владимир Циммерлинг". Москва, «Советский художник».

1985 М. Яблонская. "Художник своего поколения". «Творчество».

2019 А. Циммерлинг. "Делить - профессия моя". Владимир Циммерлинг. Избранные работы. Составление, общая редакция и комментарии А.В. Циммерлинга. Москва-С.-Петербург, «Нестор-История».

2019 А. Циммерлинг. "Родной ландшафт. Владимир Циммерлинг читает стихи и прозу". Владимир Циммерлинг. Избранные работы. Составление, общая редакция и комментарии А.В. Циммерлинга. Москва-С.-Петербург, «Нестор-История.

2021 Катерина Шмакова. "Владимир Циммерлинг. Философия в скульптуре". Журнал «Собрание. Искусство и культура», № 14, апрель, с. 86-103.

Сайт Владимира ЦИММЕРЛИНГА

Объединение московских скульпторов благодарит Антона Циммерлинга за помощь в создании страницы.

 

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск