ВОЛШЕБНЫЕ ФОНАРИ ПЕРМСКОГО ДРАМТЕАТРА

Вход в Театр-Театр (новое название Пермского академического театра драмы) украшает группа фонарей, которые пермяки часто называют "волшебными". Фонари - настоящие произведения искусства, да еще и вращаются. В театре рассказали их историю.

 

 

Проект пермского драматического театра разработали еще в 1960-е годы в Центральном научно-исследовательском институте экспериментального проектирования в столице - там, где в свое время были спроектированы Останкинская телебашня, "высотка" у Красных ворот, памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате и Екатеринбургский цирк.

Театр по столичному проекту появился в Перми в 1982 году. Он был типовым - похожие здания построили позже в Комсомольском-на-Амуре и Курске. Но у пермского проекта есть важное отличие - вместо огромного бетонного козырька над фасадом у входа установили высокие бронзовые фонари. Их спроектировали и изготовили московские скульпторы - академик Иван Казанский и Заслуженный художник РСФСР Юрий Александров.

Фонари решили украсить скульптурами, изображающими персонажей известных пьес. Перед созданием авторы согласовали эскизы в Министерстве культуры, там попросили добавить персонажей Александра Твардовского "Василий Тёркин" и Данилу-мастера из сказов Павла Бажова.

В итоге, фонари украсили герои "Чайки" Антона Чехова, "Слуги двух господ" Карло Гольдони, "Дона Кихота" Мигеля де Сервантеса, "Бани" Владимира Маяковского, «Пигмалиона» Бернарда Шоу, "Мещанина во дворянстве" Мольера, "Ревизора" Николая Гоголя, "Гамлета" Уильяма Шекспира и многих других.

Образы создавали в скульптурной мастерской в Москве, а всю стальную конструкцию изготавливали уже в Перми.

Пермский драматический театр. Архивная публикацияПермский драматический театр. Архивная публикация

Верхняя часть фонарей должна была медленно вращаться. Осуществить эту идею удалось, как ни странно, благодаря подводным лодкам. На заводе имени Ленина тогда выпускали перископы для подводных лодок, и механизм, позволяющий фонарям вращаться, "подсмотрели" именно там.

Спустя 40 лет скульптуры на фонарях пришли в плачевное состояние. В 1990-е годы части фигур срывали с помощью веревок и сдавали в пункты приема цветного металла. У Гамлета исчез с руки череп Йорика, у Данилы-мастера - молоток, от арбузовской "Тани" осталась лишь одна нога на постаменте, а Элиза Дулиттл из "Пигмалиона" лишилась головы. Скульптура, изображавшая Нину Заречную из пьесы "Чайка" Чехова, была полностью утрачена - сохранилась лишь пластина с указанием драматурга и произведения. Та же участь постигла героя драмы "Сирано де Бержерак". Таким образом, из 24 медных скульптур почти целой сохранилась лишь одна - царя Эдипа.

 

У Элизы Дулиттл исчезла головаУ Элизы Дулиттл исчезла голова

В 2022 году за реставрацию взялись рабочие пермской кузнечной мастерской "ЧирКовка". Эскизов, чертежей или фотографий первоначального облика скульптур в театральном архиве не сохранилось. Театр направил огромное количество запросов в архивы, библиотеки, музеи и в тот самый институт, где создавали проект театра. Искали документы, фотографии, журналы и газеты с публикациями, связывались с бывшими коллегами.

Скульптор Иван Казанский в Перми, 2022 годСкульптор Иван Казанский в Перми, 2022 год

Когда накопленных документов и изображений стало достаточно, работники мастерской "ЧирКовка" начали кропотливо восстанавливать исторический облик скульптур. Но многие детали оставались под вопросом. Тогда в Пермь приехал сам автор - скульптор Иван Казанский.

Оказалось, в руках Дон Кихота должно быть копьё, а не щит, а у Фигаро - свиток, Труффальдино изначально по-другому держал руки, а парики Фонвизина и Мольера были пышнее.

Разместить новые фигуры в прежней последовательности было нелегкой задачей, но благодаря собранным фотоархивам это удалось. Мастера почистили и наладили вращательные механизмы, обновили световые элементы. Фонари у Театра-Театра вновь открыли в 2022 году.

Источник: Сетевое издание «59.РУ»

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск