Александр Белашов в Печеро-Илычском заповеднике. Республика Коми. Фото из архива А.А. Белашова

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. ЛОСИ

МОЛОКО МАТЕРИ

На лосеферме все лосята рахитичные. Не каждый это видит, но кому приходилось встречаться с дикими, – чувствуют это сразу. Происходит это оттого, что новорожденных лосят отбирают от матерей и вскармливают искусственно. В этом вскармливании и заключается смысл одомашнивания лосей, - просто лосята не знают, кто их родители, и думают, что они люди.

''Лосенок'', 1960-1970. Бумага, офорт, 34,8х60 см.Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск''Лосенок'', 1960-1970. Бумага, офорт, 34,8х60 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск

''Первые шаги'', 1975. Бумага, фломастер.Набросок на лосеферме Печеро-Илычского заповедника ''Первые шаги'', 1975. Бумага, фломастер.
Набросок на лосеферме Печеро-Илычского заповедника

 

''Лосенок'', 1973. Бронза, 120х90х30 см.Государственный Дарвиновский музей, Москва''Лосенок'', 1973. Бронза, 120х90х30 см.
Государственный Дарвиновский музей, Москва

Даже взрослые лоси, одичавшие, могут вернуться из леса – память детства сильнее. Вскармливают лосят молоком от лосих, но обезличенным, от всех надоев, разольют по бутылкам и кормят.

''Лосята кормятся'', 1978. Бумага, карандаш, акварель.По наброску с натуры в деревне Клещины Новгородской области''Лосята кормятся'', 1978. Бумага, карандаш, акварель.
По наброску с натуры в деревне Клещины Новгородской области

В этом и заключается ошибка. Молоко матери – это питание, предназначенное Природой только для своего лосенка.

''Лосята'', 1974. Керамика, 30х10х25 см. Фото из каталога"А.М. Белашов. Мир природы". "Советский художник", Москва, 1978''Лосята'', 1974. Керамика, 30х10х25 см. Фото из каталога
"А.М. Белашов. Мир природы". "Советский художник", Москва, 1978

Молоко – живой организм, связующее звено между взрослым, всезнающим организмом и еще ничего не знающим и не умеющим бороться с невзгодами детством. Оно не вообще, а индивидуально. Оно целебно для своего лосенка, а не чужого. Оно спасает от микробов и от ядов, и еще, что, наверное, главное: оно учит организм правильно реагировать на разное питание, оно, как тренер у циркового, страхует ученика от возможных падений. Происходит это просто: лосятам всегда хочется кушать то же, что и их матери.

''Лосиха с лосятами'', 1998. Бронза, 52х51х25 см.Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва''Лосиха с лосятами'', 1998. Бронза, 52х51х25 см.
Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва

Набросок лосихи с натуры, 1978. Бумага, карандашНабросок лосихи с натуры, 1978. Бумага, карандаш

Рисунок по наброску лосихи, 1978. Бумага, тушьРисунок по наброску лосихи, 1978. Бумага, тушь

''Лосенок'', 2003. Керамика, 41х52х23 см. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева''Лосенок'', 2003. Керамика, 41х52х23 см. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева

Тут-то и происходит воспитание, как говорится, молоком матери.

Поэтому дикие лоси все такие сильные и здоровые, а к искусственникам липнут всякие болезни, и у всех ножки буквально буквой икс.

КОНСТРУКЦИЯ ЛОСЯ

Лось ходит передними ногами, центр тяжести у него близок к ним, потому что очень тяжелые рога.

''Голова лося'', до 1990. Мрамор, 40х28х107 см.Магаданский областной краеведческий музей''Голова лося'', до 1990. Мрамор, 40х28х107 см.
Магаданский областной краеведческий музей

''Отражение'', 1998. Бумага, акварель, тушь''Отражение'', 1998. Бумага, акварель, тушь

У него очень короткая шея, ведь лось – лесной зверь и питается листьями и корой деревьев. Но если ему нужно подобрать что-то с земли, он часто становится на колени.

У лося длинное плечо, и, согнув передние ноги в локте, лось достает до земли, несмотря на короткую шею.

Лось не щиплет травку, как лошадь, так как у него нет передних зубов в верхней челюсти. Он любит боковым движением головы снимать сразу много листьев с ветки кустарника.

''В Саянах'', 1979. Бумага, офорт''В Саянах'', 1979. Бумага, офорт

При движении лось  старается выше поднять голову. Он бежит ногами, а не телом, как собаки и кошки, у него короткая и жесткая поясница.

Лось плохо видит, но хорошо слышит. Поэтому к нему можно спокойно подходить, но очень тихо.

Рога мешают лосю ходить по лесу, и он часто ходит между деревьями, повернув голову боком. 

Самые большие рога у камчатского лося.

''Лось'', 1991. Фарфор, 15х35х25 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва''Лось'', 1991. Фарфор, 15х35х25 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва

''Лежащий лось'', 2001. Гипс. В мастерской Александра Белашова ''Лежащий лось'', 2001. Гипс. В мастерской Александра Белашова

 

''Лосенок'', 1996-1997. Бронза, высота 160 см.Зоопарк в Великом Устюге''Лосенок'', 1996-1997. Бронза, высота 160 см.
Зоопарк в Великом Устюге

Когда вы рисуете лося в лесу, не сверкайте белой бумагой, это пугает зверя.  Если вы нашли лосенка в лесу, не думайте, что он брошен, осторожная мать отошла.

Осенью, если лось, к которому вы подошли, стал рыть землю рогами и копытом, лучше отойти.

Дикого лося можно привлечь словами с длинным о-о, и он может подойти. 

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ

Дневниковые записи 1997 года

Фото из архива А.А. Белашова

Объединение московских скульпторов благодарит А.А. Белашова за помощь в создании материала.

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск