МОЛОКО МАТЕРИ
На лосеферме все лосята рахитичные. Не каждый это видит, но кому приходилось встречаться с дикими, – чувствуют это сразу. Происходит это оттого, что новорожденных лосят отбирают от матерей и вскармливают искусственно. В этом вскармливании и заключается смысл одомашнивания лосей, - просто лосята не знают, кто их родители, и думают, что они люди.
''Лосенок'', 1960-1970. Бумага, офорт, 34,8х60 см.
Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск
''Первые шаги'', 1975. Бумага, фломастер.
Набросок на лосеферме Печеро-Илычского заповедника
''Лосенок'', 1973. Бронза, 120х90х30 см.
Государственный Дарвиновский музей, Москва
Даже взрослые лоси, одичавшие, могут вернуться из леса – память детства сильнее. Вскармливают лосят молоком от лосих, но обезличенным, от всех надоев, разольют по бутылкам и кормят.
''Лосята кормятся'', 1978. Бумага, карандаш, акварель.
По наброску с натуры в деревне Клещины Новгородской области
В этом и заключается ошибка. Молоко матери – это питание, предназначенное Природой только для своего лосенка.
''Лосята'', 1974. Керамика, 30х10х25 см. Фото из каталога
"А.М. Белашов. Мир природы". "Советский художник", Москва, 1978
Молоко – живой организм, связующее звено между взрослым, всезнающим организмом и еще ничего не знающим и не умеющим бороться с невзгодами детством. Оно не вообще, а индивидуально. Оно целебно для своего лосенка, а не чужого. Оно спасает от микробов и от ядов, и еще, что, наверное, главное: оно учит организм правильно реагировать на разное питание, оно, как тренер у циркового, страхует ученика от возможных падений. Происходит это просто: лосятам всегда хочется кушать то же, что и их матери.
''Лосиха с лосятами'', 1998. Бронза, 52х51х25 см.
Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева, Москва
Набросок лосихи с натуры, 1978. Бумага, карандаш
Рисунок по наброску лосихи, 1978. Бумага, тушь
''Лосенок'', 2003. Керамика, 41х52х23 см. Государственный биологический музей имени К.А. Тимирязева
Тут-то и происходит воспитание, как говорится, молоком матери.
Поэтому дикие лоси все такие сильные и здоровые, а к искусственникам липнут всякие болезни, и у всех ножки буквально буквой икс.
КОНСТРУКЦИЯ ЛОСЯ
Лось ходит передними ногами, центр тяжести у него близок к ним, потому что очень тяжелые рога.
''Голова лося'', до 1990. Мрамор, 40х28х107 см.
Магаданский областной краеведческий музей
''Отражение'', 1998. Бумага, акварель, тушь
У него очень короткая шея, ведь лось – лесной зверь и питается листьями и корой деревьев. Но если ему нужно подобрать что-то с земли, он часто становится на колени.
У лося длинное плечо, и, согнув передние ноги в локте, лось достает до земли, несмотря на короткую шею.
Лось не щиплет травку, как лошадь, так как у него нет передних зубов в верхней челюсти. Он любит боковым движением головы снимать сразу много листьев с ветки кустарника.
''В Саянах'', 1979. Бумага, офорт
При движении лось старается выше поднять голову. Он бежит ногами, а не телом, как собаки и кошки, у него короткая и жесткая поясница.
Лось плохо видит, но хорошо слышит. Поэтому к нему можно спокойно подходить, но очень тихо.
Рога мешают лосю ходить по лесу, и он часто ходит между деревьями, повернув голову боком.
Самые большие рога у камчатского лося.
''Лось'', 1991. Фарфор, 15х35х25 см. Государственный Дарвиновский музей, Москва
''Лежащий лось'', 2001. Гипс. В мастерской Александра Белашова
''Лосенок'', 1996-1997. Бронза, высота 160 см.
Зоопарк в Великом Устюге
Когда вы рисуете лося в лесу, не сверкайте белой бумагой, это пугает зверя. Если вы нашли лосенка в лесу, не думайте, что он брошен, осторожная мать отошла.
Осенью, если лось, к которому вы подошли, стал рыть землю рогами и копытом, лучше отойти.
Дикого лося можно привлечь словами с длинным о-о, и он может подойти.
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ
Дневниковые записи 1997 года
Фото из архива А.А. Белашова
Объединение московских скульпторов благодарит А.А. Белашова за помощь в создании материала.