Дочь Марата Бабина (1929-2010) Ольга рассказывает о детстве скульптора и его неожиданном решении стать художником.
Парень с чубом и финкой за голенищем — яркий образ Марата Бабина, созданный Еленой Мунц в ее воспоминаниях о скульпторе. Но все же он не совсем соответствует действительности.
Дед, его отец — Рувим Давидович Вин был внуком раввина и учился в ешиве, готовясь также стать раввином, знал иврит, арамейский язык и, естественно, идиш.
Семья была депортирована в Россию в 1915 году из литовского Паневежиса. В Ковенской губернии[1] он встретил свою будущую жену, Цецилию (Цина) Бабину. Молодые люди оставили традиционную среду и отдали себя революции, как многие молодые евреи тогда. После гражданской войны дед работал корректором в «Еврейской газете». Он был троцкистом по убеждению и первый раз был арестован в 1929 году, как раз перед рождением сына. Поэтому в метрике Марата стоит прочерк в графе «отец», и фамилию он получил материнскую.
Второй раз дед был арестован в 1937 году, и повезло, что не в 38-м, потому что тогда возросла жестокость приговоров, и дед был бы расстрелян. Во время войны он был освобожден и отправился на фронт. Цину арестовали вскоре после него и отправили в Воркуту. Правда, срок она получила небольшой, так называемый «детский» — 3 года. Вот тогда детей к себе забрала няня Оля (меня назвали в ее честь). Но они оставались в Москве и все свободное время проводили в Третьяковке.
Когда Цина вышла, началась война, и семья уехала в эвакуацию в Кинешму. То есть Марат был начитанным интеллигентным еврейским мальчиком, чье детство пришлось на чудовищное время. Ему приходилось трудно, но характер у него был действительно отчаянным, мог обратить в бегство любого здорового хулигана. Нравы были жесткие, тогда ходили если не с финками, то с заточками или обмотав руку цепью. А ему еще показывали пальцы решеткой, дразня отцом — врагом народа. Кстати, чуба у него не было, а была невероятная кудрявая шевелюра.
После окончания войны деда арестовали снова как «повторника».
Во время эвакуации созрело решение быть художником. После войны Марат поехал в Москву на крыше вагона (в тапочках, ботинок не было, как и сапог) и неожиданно для всех и для себя поступил в Строгановское училище на отделение мастеров по чеканке. Поскольку у семьи отобрали квартиру, он остановился у няни Оли.
Конфликт с ее мужем произошел не на почве ревности (Оля по возрасту годилась в матери). Ее муж по освященной веками традиции поколачивал ее под пьяную руку. Марат вступился и отделал того по первое число. Но ему пришлось оставить ее квартиру. Где он был потом, толком не знаю, перебивался как-то. После реабилитации семья получила комнату в коммуналке на Ленинском проспекте.
Его формирование как скульптора происходило в конце 50-х — начале 60-х. Сначала — рисунок, потом начались рельефы. Постепенно он пришел к пространству и объему. Его студийные зарисовки, в отличие от точных и реалистичных армейских, показывают движение от реализма к минимализму и идее. Он рассказывал, что, когда перешел к скульптуре, сознательно запрещал себе рисовать.
Марат окончил 7 классов и отделение мастеров Строгановки, но он был человеком невероятно эрудированным и начитанным, с мощным независимым мышлением. Действительно тем, кого англичане называют self- made man.
Ольга БАБИНА
Фото: архив Ольги Бабиной
[1] Ковенская губерния — одна из северо-западных губерний Российской империи. Губернский город — Ковно, ныне Каунас (прим. сайта ОМС).