Авторы

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

КИРА РЯБИНИНА, родилась 10 сентября 1937 года в Ленинграде.

Окончила МГХИ им. В.И. Сурикова, факультет скульптуры, педагоги А.А. Древин, Н.В. Томский, Д.Д. Жилинский (1962).

Участник московских, республиканских, всесоюзных, российских и международных выставок (с 1962).

Член Союза художников СССР (1963).

Работала художником на Дулевском фарфоровом заводе, Московская область (с 1965 по 1990-е).

Член секции скульптуры МСХ и ОМС (1992).

Заслуженный художник Российской Федерации (1994).

Персональные выставки в Москве, городах России и за рубежом.

 

Работы находятся

Государственный Русский музей, С.-Петербург.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва.

Музей-заповедник «Царицыно», Москва.

Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО", Москва.

Союз художников Российской Федерации, Москва.

Международная конфедерация союза художников, Москва.

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Московская область.

Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Московская область.

Череповецкое музейное объединение, Вологодская область.

Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Узловский художественно-краеведческий музей, Тульская область.

Частные коллекции в России и за рубежом.

 

О творчестве

Языком традиционной круглой скульптуры является искусство владения наполненной формой, красивыми пропорциями, архитектоничностью построений, динамикой объемов в пространстве; здесь работают тень и свет, здесь силуэт имеет свое, часто решающее, значение в пространстве. Эти и другие характеристики, конечно, наиболее применимы к скульптуре в таких традиционных материалах, как камень, металл, иногда дерево.

Фарфор – материал легкий, веселый, текучий, бликующий, оптимально подходящий для употребления в декоративно-прикладном искусстве, где его значимость первична, где он превалирует, в отличие от применения в скульптуре, которая подчиняет его себе, пользуется им.

Скульптура Киры Рябининой по размеру небольшая, однако ей присущи и крупная, легко читаемая форма, и внятно прорисованный силуэт, и сформулированность монументальных объемов, т.е. как раз то, что можно называть сугубой скульптурностью. Чтобы проиллюстрировать это качество, отметим, что любую из этих композиций или отдельных фигур можно отлить, например, в металле, где эта «сугубая скульптурность» выявится особенно наглядно.

Но выполнены вещи в фарфоре, где эта скульптурность, как наиболее интересная и значимая их сторона, оказывается как будто заслоненной и самой белизной фарфора, и впечатляющей яркостью разнообразной росписи.

Здесь возникает противоречие: с одной стороны – драматизм крупной, легко читаемой, конструктивной формы, а с другой – использование совсем нескульптурного материала – фарфора; его бликующая, скользящая, растворяющаяся в воздухе, лишенная конкретики тени и света поверхность кажется не совсем соответствующей языку скульптуры. Но благодаря тому, что художественные образы очень органично, естественно, архитектурно продиктованы материалом, во многом рождаются из него, это противоречие как раз и преодолевается самим материалом с его воздушностью, бликами, белизной.

Перечисленные выше характеристики произведений художника позволяют отнести их к жанру станковой скульптуры, а не декоративно-прикладного искусства, хотя через материал эти жанры здесь сопрягаются. Таким образом, скульптура Рябининой – это пластика строгой, конструктивной, лаконичной формы, облеченная в покровы нарядного декоративного материала, который воплощает, реализует фарфор.

Сюжеты композиций и отдельных фигур лишены жанровой повествовательности, здесь нет развития действия в прошлом или будущем, все персонажи пребывают в вечно длящемся настоящем.

Композиции разнообразны и неповторяемы. Образы, рождающиеся от впечатлений жизни или искусства, от различных воспоминаний и восприятия мира, составляют, как у многих художников, основу работы Рябининой. Все они отвлеченны, за исключением «Мальвины», персонажа из известной сказки.

Роспись рождается одновременно со скульптурным замыслом; они встают в один изобразительный ряд: ни роспись, которая декорирует форму, ни форма, являющаяся поверхностью под роспись, ни одна не важнее другой, обе равны в своем выражающем значении. Чаще всего для каждой вещи предполагается один вариант росписи, и в этой единственной и часто неповторимой взаимосвязи фокусируется то оптимально точное художественное содержание, которое и является целью работы художника.

Роспись выполняет еще одну, чисто техническую функцию – зрительно уплотнить, закрепить, зафиксировать ускользающую, неверную поверхность фарфора.

В работах Киры Рябининой очевидны ее понимание, неизменная любовь и приверженность к традициям русского искусства. Эта глубинная взаимосвязь выражается не впрямую, не декларативно, она образует корневую систему образного и пластического мироощущения художника.

Когда осматриваешь одну работу за другой и обобщаешь  впечатления, открывается цельность, компактность образного мышления автора, где каждое произведение как бы проговаривает свою, только ему предназначенную фразу, вместе составляя систему многообразного художественного высказывания, и где эта пресловутая «фарфоровая скульптурность», парадоксальная и изысканная, предлагает возможность и новизны образов, и новизны применения материала.

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск