БОРИС ОРЛОВ. ПОДЪЕМ НА ВОЛШЕБНУЮ ГОРУ

Хорошо известный не только в нашей стране, но и в мире скульптор Борис Орлов в своей статье "Как я стал художником" признаётся:

- Только в начале семидесятых годов я посмел назвать себя художником, просто художником, когда мне удалось кое-что сделать, что было отмечено строгим вниманием моих товарищей и самим собой, страшней которого никого для меня не было. Когда я поверил в то, что уже «пора», мне было 30 лет...

С того времени прошло ровно пятьдесят лет. И сегодня Борис Орлов рассказывает сайту ОМС о том, что было сделано им за полвека.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

1941 Родился первого апреля. Когда отцу сказали, что у него сын, он решил, что его разыгрывают.

Через три месяца началась война, и я оказался ее прямым участником. Мою маму со мной на руках расстреливал фашистский летчик. Нас спас старый дуб, за который мама спряталась. Мама потом показывала мне этот дуб: он был разбит пулями. Потом дуб спилили.

1942 Начал рисовать на всем, что попадало под руку.

1945 Окно, зашитое фанерой после бомбежки, так что оставалась целой только форточка. Наконец, застеклил старичок-стекольщик. Это было чудо. Хлынул свет. Я целый год рисовал на одну тему: Ленин. Сталин и Стекольщик.

1946 Начал рисовать портреты с натуры. Говорят, что с большим сходством.

1947 Потрясен празднованием 800-летия Москвы. В небе в лучах прожекторов висел невероятных размеров портрет Сталина, а я орал на всю площадь: мама, смотри, как Сталина повесили! А мама с ужасом зажимала мне рот рукой.

1952 Занимаюсь в студии живописи московского городского Дома пионеров. Участник каких-то выставок, лауреат каких-то премий. Отец возил на авиационный парад в «Тушино», в день авиации. Впечатление грандиозное. Все время рисую самолеты.

1953 Умер Сталин. Все траурные дни помню во всех подробностях. Наша школа стояла у дороги к кладбищу, по которой несколько дней одного за другим несли покойников, задавленных на похоронах Сталина. Это была моя первая социальная травма.

1957 Увлекаюсь скульптурой. Прихожу в Скульптурную студию Дома пионеров. Знакомлюсь с Димой Приговым. Он уже поэт. Пишем стихи вместе. Строчка его, строчка моя. Дружба продлится 40 лет.

1960 Поступаю в Строгановское училище на факультет монументальной скульптуры вместе с Приговым.

Ремеслу скульптора учат очень сильные в своем деле преподаватели: главный имперский монументалист Георгий Иванович Мотовилов и неоклассик Гавриил Александрович Шульц. Мотовилов был «греком», и от него я научился архитектурному строю. А Шульц классно «вязал узлы». Благодаря его урокам я по-настоящему оценил Лембрука и очень долго учился еще и у него.

1961 Грандиозная выставка французского искусства «от Родена до наших дней» в Сокольниках. На выставке, кроме экспозиции, был кинозал и маленькие экранчики с программами. Здесь можно было просмотреть кинобиографии всех великих французских художников. Кроме того, был еще аудиозал, из которого я не вылезал и прослушал всю музыку от Дебюсси до Мессиана.

1962 Прочитал Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Книга оказалась для меня очень важной. Я понял — кто я, и уже больше не сомневался. Я - жрец Аполлона, решил я тогда и, кажется, на всю жизнь.

Потом «Так говорит Заратустра», Лев, Верблюд, Дитя. Я вооружился схемой. Потом пришла «Волшебная гора» Томаса Манна. Лучшая книга моей молодости. И я замкнулся на этой горе на десять лет. Читал, подвергал себя аскезе, истязал каждодневным трудом. Это было счастье.

Разгром выставки «30 лет МОСХа» в Манеже. Раскол искусства на Официоз и Андеграунд. Пограничная ситуация. Я выбираю второе. Я уже знаю, чем буду заниматься.

1963 Учусь в Строгановке по двум программам:

  1. Академическая в классах и музеях.
  2. Модернистская. Дома по альбомам и в библиотеках.

1966 Заканчиваю училище, снимаю подвальчик под мастерскую, где несколько лет работаю с Соковым и Косолаповым, тоже студентами Строгановского училища. Здесь Пригов часто читает стихи.

1969 Знакомлюсь с Игорем Шелковским и Ростиславом Лебедевым. Это уже большой круг единомышленников.

1971 Вместе с Шелковским и Лебедевым живем и работаем на даче в «Абрамцево» с мая по октябрь. Часто приезжают Пригов и Косолапов. Очень высокий интеллектуальный градус. Это наша «Волшебная гора». Очень продуктивный сезон. Сделал 40 работ, среди них сферические объекты.

1972 Работаю в одной мастерской с Приговым на улице Рогова, д. 13.

1973 Период «Волшебной горы» кончается. Я выхожу в мир. Первая выставка на один вечер в Доме художника с Приговым, Соковым и Шелковским. Делаю Большой бюст в духе Растрелли, первый и самый большой. Назвал «Император». Это уже конец метафизики и начало большого имперского стиля. Но я тогда еще этого не знал. И наконец... я женюсь.

1974 Резкий поворот из вертикали «Горы» в горизонталь окружающей жизни. Весь год экспериментирую, прорываюсь из экзистенциального окружения. Разрожаюсь иконостасом с масками цезаря. Много говорим с Приговым, формируем платформу: полиязык и реабилитация «профанной сферы».

1975 Следуют «Аллея героев», "Матрос" в имперском стиле, много рисунков и проектов. Начинаю участвовать в квартирных выставках.

1976 Первая потеря в нашем окружении — уезжает в Америку Косолапов, уезжает в НИКУДА.

Весеннее квартирное шоу Одноралова. Вхожу в оргкомитет, начинаю цикл Парсун.

Большая потеря. Уезжает, скорее, убегает Игорь Шелковский. Знакомлюсь с Булатовым, Васильевым и Некрасовым. Общение с ними очень плодотворно.

1977 - 1979 Интенсивно работаю над серией «Парсуны», первые «Тотемы».

1979 В мае проводим с Приговым и Лебедевым, нашим соседом, неделю открытых дверей. Это уже первая большая выставка и очень много людей.

Осенью катаклизм. Пока я отдыхаю в Грузии, в Москве включают отопление — и у меня прорывает трубу горячей воды. Гибнут все рисунки, живопись, фотографии. Несут ущерб деревянные работы и Ассамбляжи. Всю зиму занимаюсь реставрацией. Выходит журнал «А—Я». Я — в первом номере.

Уезжают в Америку Соков, Герловины, Комар и Меламид. Наше окружение разрушается.

1981 Проблемы со здоровьем. Сложная операция по удалению опухоли в правом плечевом сплетении. Поэтому долго не могу заниматься скульптурой. Зато много рисую, много новых идей. Оформляется идея «Большого имперского стиля».

1982 Второй «Бюст в духе Растрелли». Начало серии имперских бюстов. Умер Брежнев. Ожидание перемен.

 

1983 Перемен не будет. Андропов вводит режим экономии и закручивания гаек. Первыми пострадали объекты культуры, это сфера моих заработков. Обрушились заказы на оформление санаториев, домов культуры, парков, пионерских лагерей. Заработать негде. В семье режим строжайшей экономии. Живем почти впроголодь.

1984-1985 Ни денег, ни надежд. Полна мастерская работ, а мне уже 43 года. Опять КГБ трясет из-за журнала «А—Я». Имел часовую беседу. Горбачев. Новые веяния.

1986 Perestroika. Начало моей легализации. Первая персональная выставка в районном зале «На Каширке». 14 скульптур.

1987 Включаюсь в активную общественную деятельность. Кажется, что можно реформировать Союз художников и использовать его выставочные площади. Организовываю с товарищами выставку «Художник и современность», на которой пытаюсь легализовать андеграунд. Страшное сопротивление чиновников, но выставку все-таки удается провести. Успех грандиозный, широкий резонанс. С этой выставки начинается перестройка в искусстве.

1988 Первая выставка русского андеграунда на Западе («Живу — вижу», Берн). Организовываю выставки в Москве, участвую в многочисленных проектах. Очень продуктивный год. Осенью участвую во Всемирной Олимпиаде искусств в Сеуле. Первая поездка за границу.

1989 Выставка «Москва -Третий Рим» в Риме. 20 дней в Италии, потом Швейцария. Осенью еду в Нью-Йорк. Снимаю мастерскую недалеко от «Близнецов», готовлю выставку в чикагской галерее «Струве».

1990 Персональная выставка в Чикаго у Струве. Первая серия триптиха «Пламенеющая империя». Участие в чикагской ярмарке. Очень продуктивное время. Много выставок. Делаю серию странных предметов. Проект называется «Конверсия».

1991 В мае возвращаюсь в Москву. Готовлю выставку «Гибель богов» (вторая серия «Триптиха») в галерее «Риджина». В августе путч. Открываю выставку на фоне обрушения советской империи.

1992 Выставка «Соц-арт» в здании музея Ленина. Музей в состоянии демонтажа, а на свободных площадях проходила выставка. Получилось остро.

1993 В стране перемены. Тревожно. Работаю над новым проектом: время как бы оторвалось, возникла пустота. Но там наверху, во вне что-то зреет, опять что-то до боли знакомое.

1994 К началу года всё готово, и в галерее «Риджина» я размещаю большую инсталляцию «Парад астральных тел», где в небе, то есть под потолком из чёрного «Ничто» летят фигуры с атрибутами прежних империй. Политизированная пресса встречает проект с недоумением. «С кем Вы Борис Орлов, по какую сторону баррикад?»

1995 Похоже на то, что время вынесения автора за скобки текста заканчивается. Думаю о новом проекте. Опять Хронос. Только теперь время и Я.

1997 Большая персональная выставка в галерее «Велта» - «Архитектура с излишествами» (сталинский ампир). Только фотоколлажи.

1999 Продолжаю работать с фотографией, на этот раз с документальной. Опять тема времени, или что происходит в отсутствие времени. Орнамент как «Prima materia».

2000 Параллельно делаю другой проект. Тема: столкновение утопии и конкретной реальности. Спровоцировано теорией Малевича о прибавочном элементе.

2001 Продолжаю серию с орнаментами. Уже более 20 больших объектов.

2002 Большая инсталляция в галерее «Риджина» — «Победа над солнцем». Всё черно-белое и очень геометричное.

2003 Готовлю продолжение. После героического конфликта, готовлю конфликт иного рода. Тот же черно-белый зал, по всему черному потолку и полу, по белым стенам и по объектам с овеществленными фотографиями ползёт орнамент. Сделал большой макет, всё продумал до миллиметра, но галерея «Риджина» почему-то от проекта отказалась.

2003-2004 Сотрудничаю с галереей XL. Выставка Москва - Берлин, Берлин - Москва. В Берлине у меня всё великолепно. Гигантский зал по ходу парадной лестницы. Большая пресса. Везде мой «Пантократор» и «Икар».

2004 Осенью другой проект, как продолжение темы, про себя: «Ретроспекция». Я и время.

2005 «Russia!» Соломон Гугенхайм в Нью-Йорке. Русское искусство за тысячу лет («Большой имперский тотем»).

2006 - 2007 Большое количество выставок в Москве и за рубежом. Вместе с галереей XL готовлю выставку в Московском музее современного искусства.

2008 Большая выставка-инсталляция «Воинство земное и воинство небесное» — 110 больших работ из московских коллекций и музеев.

2011 «Круг героев» — выставка в античных залах Венского «Музея истории искусств» (Kunsthistorisches Museum). При содействии Stella Art Foundation. Делал с большим энтузиазмом. Получилась большая инсталляция: от времён античности до наших дней.

2011-2012  Объединенными усилиями вместе с Сергеем Шеховцовым разрабатываем тему современных тотемов. Наша выставка в галерея XL.

 

2013  Хороший год, много событий. В издательстве «BREUS» выходит альбом-монография «Борис Орлов». Автор - Евгений Барабанов.

Персональная выставка «Фантомные боли» в Третьяковке. Культурные связи между прошлым и настоящим снова разорваны. Образы прошлого тают, и надо попробовать сохранить их контуры, вернуть им темнеющую яркость – об этом выставка.

Грандиозная выставка в Гааге, музей Museum Beelden aan Zee. «Россия ХХI. Современная российская скульптура». Выставку открывает принцесса Беатрикс. Участвуют 37 художников из России, в экспозиции более 100 скульптур. Шесть из них – мои.

2014 Большая выставка «Post Pop: East Meets West» в лондонской Saatchi gallery. 250 работ художников и скульпторов из стран бывшего СССР, Китая, США и Великобритании. На выставке мой «Иконостас в имперском стиле». Лондонская Tate Modern для постоянной экспозиции приобретает две мои работы: «Букет в имперском стиле и «Военная парсуна». Они стоят напротив скульптур Роберта Индианы. Мне такое соседство нравится.

2016 Потрясающая выставка «КОЛЛЕКЦИЯ! Современное искусство в СССР и России 1950–2000: уникальный дар музею» в Центре Помпиду. Наши коллекционеры, под эгидой Благотворительного фонда Владимира Потанина, передали в дар французскому музею 357 работ.

Кстати, сегодня в Центре Помпиду 15 моих работ.

2017 Международный культурный фонд Breus Foundation начинает серию монографий о современных российских художниках. Серия называется «Новые классики». В первом томе - я (К 2021 году в этой серии вышли еще пять книг: Булатов, Рогинский, Пивоваров, Комар и Меламид, Кабаков.

2020 Выставка «Война в трех измерениях» в галерейном центре «Артефакт». Помимо меня, участвуют работы Сойфертиса и Дейнеки.

2021 Продолжаю жить и работать в Москве.

Фото Людмилы ДОРОЖИНСКОЙ; фото из домашнего архива Бориса ОРЛОВА

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск