В 1973 году знаменитый художник Марк Шагал, находясь в Москве, посетил выставку советских художников «Рисунки скульпторов».
На этой выставке Леонид Берлин (1925-2001) помимо серии иллюстраций к книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир», показывал также графический цикл «Впечатления о жизни», который он, по цензурным соображениям, выдал за иллюстрации к произведениям немецкого драматурга и антифашиста Бертольта Брехта.
Пошел Леонид Берлин еще на одну хитрость: он самолично к каждому рисунку сочинил «цитаты» из Брехта, чтобы как можно убедительнее оправдать в глазах цензоров изображенные им малоприятные сцены из жизни родного отечества. В конечном счете, ему удалось усыпить бдительность цензоров: в те дни советская пресса в отклике на выставку писала: «Гневно обличающие зверства нацизма иллюстрации к Брехту…».
... Обыски и аресты, тюрьмы и лагеря, рабский малооплачиваемый труд, засилье бюрократии, убогий быт, грязные города, страшная больничная обстановка, безропотные, потерявшие достоинство люди - вот главные «впечатления о жизни», которые одно за другим раскрывались в рисунках Леонида Берлина.
Марк Шагал был настолько потрясен графикой Леонида Берлина, что захотел с ним незамедлительно встретиться. Однако скульптора разыскать не смогли, так как он уехал на дачу в Кратово.
Отношение Леонида Берлина к советской власти понять можно: во-первых, его родного отца Султана-заде (Микаэляна) - иранца, референта В.И. Ленина по восточным делам и основателя персидской компартии - расстреляли в 1938 году. Правда, узнал об этом Леонид Берлин только в 16 лет, живя уже в семье отца приемного - Льва Борисовича Берлина.
Во-вторых, в 1950-е -1960-е годы Лев Берлин много колесил по стране, был на Алтае, в Братске, Иркутске, во многих других городах. Жизнь открывалась ему со всех сторон отнюдь не парадная, а угрюмая и беспросветная, в какой угол не сунься.
Впрочем, как отмечала искусствовед Марина Чегодаева, Леонид Берлин, в отличие от многих художников-«шестидесятников» и диссидентов, «никогда не искал политических дивидендов, не стремился к славе оппозиционера». Он просто «с беспощадной самоотдачей отдавал всего себя творчеству и только творчеству», не лакируя действительность и говоря правду. Был безжалостно честен.
Графика Леонида Берлина очень публицистична, порой даже карикатурна, словно сработана для ежедневной газеты. И в то же время в ней много глубоких культурно-исторических смыслов и знаков. Иногда вообще не сразу понимаешь, что это такое: сатира? трагедия? или всё сразу вместе?
Как бы то ни было, по словам еще одного искусствоведа, рисунки Леонида Берлина «отражают мироощущение человека, для которого все этапы исторической деградации советского общества, начиная с 1925 года (год рождения скульптора) являются этапами его собственной жизни».
Лев КУЛАКОВ