Марат Бабин. "Автопортрет", 1957

МАРАТ БАБИН. С ФИНКОЙ ЗА ГОЛЕНИЩЕМ

Сайт ОМС попросил известного московского скульптора Елену Мунц поделиться воспоминаниями о Марате Бабине (1929-2010).

В конце 50-х начале 60-х годов в мастерской Бориса Петровича Чернышева[1] собирались художники близкие по духу, оппозиционеры соцреализма, можно сказать, диссиденты от искусства. Собирали деньги, нанимали натуру и 2 раза в неделю по 3 часа делали наброски. 1-й час натура стояла, 10-15 минут, 2 -й час позы менялись каждые 3-5 минут, а последний и вовсе по 1 минуте, а то и по 30 секунд. Поневоле успевалось ухватить главное - движение, характер. Результат был эффективен. Художники раскрепощались, ощущали себя свободными.

 Моя мачеха, Тамара Андреевна Шиловская[2], художник - монументалист, коллега и друг хозяина, привела меня 15 -летней ученицей МСХШ в эту компанию. Контраст с занятиями классическим рисунком в школе и набросками у Бориса Петровича был разителен. Я впервые почувствовала вкус свободы. Меня приняли прекрасно. Самая молодая, талантливая, оригинальная. Захваливали.

Скульптор Елена Мунц в своей мастерской. Фото: cultobzor.ruСкульптор Елена Мунц в своей мастерской. Фото: cultobzor.ru

Один человек не принял моей исключительности - Марат Бабин.  Я чувствовала: этот взрослый, высокомерный мужчина считает меня блатной, не по заслугам обласканной и презирает. Мне не было обидно, потому что, отчасти, это было справедливо.

Чем дальше, тем яснее для меня был необходим выбор между школой с ее классическими постановками по 30-40 часов с муштрой, штриховкой и вольницей кружка с набросками. Я выбрала школу, потом институт, скульптуру с Рабиновичем Саулом Львовичем и Мотовиловым Георгием Ивановичем. В этом заведении (Строгановке) о похвале не было и речи.  За 6 лет я нахлебалась горечи. От моей легкости не осталось и следа, я вся была сплошным комплексом. Навсегда отбили охоту работать с живой натурой. Уже побитая, я вновь очутилась в кружке Чернышева. Только наброски приводили меня в чувство.

 Кружок продолжал существовать, как и неприступный, высокомерный Марат. Я не представляла, из какой он среды. Мне казалось, что занятия у Бориса Петровича - его хобби и что он сам то ли математик, то ли физик, а может и вовсе философ!

Тамара, так я называла свою мачеху с художницей Александрой Давидовной Лукашевкер[3], или попросту Алечкой, захватили меня, когда Марат Бабин пригласил их в свою мастерскую. К тому времени я знала о существовании Мура и Джакометти, видела работы наших левых скульпторов Лемпорта, Сидура, Силиса. Прошла выставка Эрнста Неизвестного, была в мастерских Шаховского и Жилинской, но я не предполагала увидеть абстрактные скульптуры такого уровня у художника в моем ближнем окружении.

Работы Марата совершенно индивидуальны, не имеют аналогов ни во времени, ни в пространстве. Мое уважение и почтение к Марату еще более возросло.

Елена Мунц. ''Скульптор Марат Бабин'', 1992. Известняк.Фото: галерея "Открытый клуб"Елена Мунц. ''Скульптор Марат Бабин'', 1992. Известняк.
Фото: галерея "Открытый клуб"

В это время, Тамара и Алечка пригласили меня в свой проект по оформлению города  Зеленограда. Мы разрабатывали малые архитектурные формы. Детские площадки, зоны отдыха, вазы и прочее.  Вдохновленная маратовскими скульптурами, я с восторгом изобретала абстрактные формы для детских площадок, возле которых дети могли бы разыгрывать свои фантазии.

Как-то Алечка пригласила меня в мастерскую своего покойного брата Михаила Давидовича Лукашевкера. Он умер совсем молодым, оставив после себя чудесные керамические рельефы, круглые скульптуры из цемента с вкраплениями мозаики.

Обсуждая задачи скульптуры, Алечка как-то заметила, что для ее брата было проблематичным создание натурного портрета. Мишин натурный портрет Маши Слоним был слабоват. Сходство было, но оно не волновало, портрет был мертвым повторением Машиного лица, в жизни очаровательным.

Действительно, что есть скульптурный портрет? Какой должен быть Алин портрет? У нее  не героическая внешность. Она маленькая, миловидная женщина с чудесными золотистыми волосами.

Как сделать ее портрет, чтобы он завораживал зрителя так, как она завораживает меня, стоит ей начать говорить о чем угодно?

Мысленно, я стала представлять ее, рисовать по памяти фас и профиль. Своей мастерской у меня не было. Мы с мужем делили комнату 12 метров в квартире отца. Кормер[4] (мой муж) за столом писал свою литературу, за спиной стоял мой станок и ведро глины. В счастливую минуту я почувствовала, что готова сделать Алин портрет. 2-3 часа я лепила как одержимая. Сочетание хрупкости и духовной силы - вот ее суть! Я была счастлива! Каждое движение к месту. Запрокинутая голова, глаза, нос с горбинкой, чуть крупноватый рот и море волос. До сегодняшнего дня я счастлива этим портретом! Меня так колбасило, что я слепила и ее фигурку, где сочетание хрупкости и силы передано в большей степени.

Объясняю, почему я так подробно пишу об этой работе. Тамара пригласила Марата посмотреть Алечкины «портреты». Честно скажу, я волновалась. Он пришел, как всегда презрительный и высокомерный, попил чаю и пошел смотреть портреты. Долго смотрел, поворачивая на станке, а когда повернулся ко мне, у него было другое выражение лица. И во всю жизнь оно, это прежнее выражение, не появлялось никогда. С этого момента мы стали друзьями.

 Марат оказался милейшим человеком, остроумным, веселым. Серьезно он относился только к искусству. Очень серьезно. Откуда взялся в Марате этот аристократический лоск - мне не понятно. Наверное, от природы и от жены Поэзы. Она была чудом. Татарка из хорошего рода, знающая языки, переводчица, интеллектуалка. Поэза сыграла определяющую роль в его образовании и воспитании.

Он рассказывал о своей семье, профессиональных революционерах. Отец, мать, дяди и тети с правыми и левыми уклонами, троцкисты и бухаринцы, фанатики революции,  большую часть жизни проведшие в сталинских лагерях, так и остались верными своим идеям.

Не без юмора Марат рассказывал, как после реабилитации он собрал вместе свою родню, и через 5 минут они сцепились, чуть ли ни в рукопашную, отстаивая каждый свою правоту и обвиняя друг друга в ошибках партии.

До ареста семья Марата жила в «Доме на набережной». Отца и мать арестовали ночью, оставив Марата, названного в честь зарезанного в ванне французского Марата, сестру Ленину с нянькой, простой крестьянкой, из деревни под Кинешмой. Она, не раздумывая, в ту же ночь, собрав детей, отбыла на родину, избавив их от детдомовской участи.

Марат, отец которого - Рувим Давидович был внуком раввина из литовского Паневежиса, веселился от души, узнав о моем предположении  его академического воспитания в интеллигентной семье. А реальность? Чуб на голове, финка за голенищем - вот его молодость. В деревне не было мужчин - все на войне. Так что он, как говорится, молодой да ранний - первый парень на селе! Вынужден был ретироваться из деревни. Вернувшийся с фронта жених, приревновал свою невесту к нашему герою, обещался зарезать!

Марат Бабин. "Автопортрет". Фото из архива Ирины ЭльшанскойМарат Бабин. "Автопортрет". Фото из архива Ирины Эльшанской

Как Марат пришел в искусство? Точно не знаю. Предположительно, окончил Калининское училище, работал мастером по металлу в скульптурном комбинате. Проезжая мимо института Склифосовского, спрашивал мою малолетнюю дочь Таню: «Кто сделал эту золотую шишечку?», показывая на завершие купола Склифа, и сам же с гордостью отвечал – «Я!».

Купол здания НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, МоскваКупол здания НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского, Москва

Сейчас, спустя очень много лет, я задаюсь вопросом: «Какая же целеустремленность, какой же талант умещались в этом человеке, сделавшим себя сам, из парня с финкой за голенищем, из мастера по металлу превратившегося в уникального скульптора, опередившего время, противостоящего засилию соцреализма»? А тогда я не думала об этом, радуясь своему везению - дружбой с Маратом.

Он был первым, кому я показывала свои работы. Его реакции были непредсказуемы, часто необъяснимы, но если он радовался, я радовалась вдвойне! Но и он призывал меня в мастерскую, прислушивался к замечаниям. Я понимала его работы, всегда угадывая проблемные места, ради которых он меня и звал. Мои замечания радовали его больше, чем похвала. Через пару месяцев я призывалась вновь и видела, что вещь изменилась, но чем?

- Марат, лучше! Но я не вижу, что Вы сделали?

-А вот -  и он показывал на миллиметровую щепочку, прилаженную к скульптуре.

Миллиметровую! Так он работал.

Марат изобрел свой материал, которым работал. Пластилин с песком. Он был так труден, что работа с ним походила на борьбу!  К примеру, основу скульптуры -  металлический прут диаметром 1,5 - 2 мм он оживлял  своим материалом. Механическую сущность превращая в живую форму. Вертикаль становилась стремящейся ввысь субстанцией.  Скульптуры были сделаны из подручного материала, облагороженного прикосновениями рук Марата с его «песочным пластилином». Мне до дрожи хотелось увидеть хотя бы одну работу Марата, отлитую в чугуне. Хотя в том виде, в каком они были сделаны, не было ни капли доморощенности.

Абстрактные скульптуры Марата вызывали во мне вполне реалистические эмоции. Его композиция «Инвалид» (отлита в металле уже после смерти М.Р. Бабина. - Прим. сайта ОМС) - абстрактная пространственная скульптура с его вполне узнаваемой кистью руки, держащей подпорку, - моментально пронзала сердце щемящей горечью ко всем потерям мира. Одна из его последних работ - фигура художницы Клары Голицыной -  проникнута обаянием. Меня, не знающей ни Клары Голицыной, ни ее работ, образ, созданный Маратом, заставил полюбить и художницу и ее работы. (Позже познакомившись с работами Клары Голицыной, я еще больше поразилась точности его попадания в образ).

''Инвалид'', 1968. Бронза.Фото из архива Ирины Эльшанской''Инвалид'', 1968. Бронза.
Фото из архива Ирины Эльшанской

''Художник Клара Голицына'', 2006. Дерево, металл, 73х62х35 см.Фото из архива Ирины Эльшанской''Художник Клара Голицына'', 2006. Дерево, металл, 73х62х35 см.
Фото из архива Ирины Эльшанской

''Сопротивление'', 1987. Дерево, металл, 172х82х60 см.Фото Владимира Черномашенцева, сайт HalloArt.ru''Сопротивление'', 1987. Дерево, металл, 172х82х60 см.
Фото Владимира Черномашенцева, сайт HalloArt.ru

''Утро стрелецкой казни" (по В.И. Сурикову), 2002. Дерево, оргалит, металл, 105х98х58 см.Фото Ольги Глухаревой''Утро стрелецкой казни" (по В.И. Сурикову), 2002. Дерево, оргалит, металл, 105х98х58 см.
Фото Ольги Глухаревой

Последние годы жизни Марат преподавал в еврейской школе на Юго-западе. Она уникальна. Мне довелось поработать в ней, я говорю со знанием дела. Учителя, ученики, обслуживающий персонал, сам директор были доброжелательны, деликатны друг с другом и к нам, пришлым художникам со стороны, относясь как к своим. Я счастлива, что Марат провел в ней несколько лет, по-настоящему оцененный, обласканный, а главное признанный. Во время похорон Марату воздали должное. Таких слов благодарности, истинного почитания, любви, сожаления об его уходе он не получил бы нигде и ни от кого.

Соцреализм, насильственно насажденный, погубил таланты многих, но ни Марата. Он был из тех, кто сохранил себя, искал новые формы для выражения своего восприятия мира. Мы не стали свидетелями чуда, реализованного в пространстве, отлитого в металле «Инвалида», а жаль.  Он был бы предостережением для всего человечества против опасных безумств!

Елена МУНЦ

16 сентября 2022

[1] Борис Петрович Чернышев (1906-1969), советский художник и скульптор (прим. сайта ОМС).

[2] Тамара Андреевна Шиловская (1916 – 2001), художник монументалист (прим. сайта ОМС).

[3] Александра Давидовна Лукашевкер (1925 – 1992), художник (прим. сайта ОМС).

[4] Владимир Федорович Кормер (1939-1986), писатель (прим. сайта ОМС).

[5] Карл Бернгардович Радек (1885-1939), революционер, деятель международного социал-демократического и коммунистического движения, советский политический деятель (прим. сайта ОМС).

СТРАНИЦА МАРАТА БАБИНА НА САЙТЕ ОМС

Предыдущие материалы

Марат Бабин. Выйти  из ящика

Марат Бабин. Педагогика чудес

Марат Бабин. Ничего лишнего в искусстве и жизни

Марат Бабин. Гулливер среди лилипутов

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск