Сайт ОМС попросил известного московского скульптора Елену Мунц поделиться воспоминаниями о Марате Бабине (1929-2010).
В конце 50-х начале 60-х годов в мастерской Бориса Петровича Чернышева[1] собирались художники близкие по духу, оппозиционеры соцреализма, можно сказать, диссиденты от искусства. Собирали деньги, нанимали натуру и 2 раза в неделю по 3 часа делали наброски. 1-й час натура стояла, 10-15 минут, 2 -й час позы менялись каждые 3-5 минут, а последний и вовсе по 1 минуте, а то и по 30 секунд. Поневоле успевалось ухватить главное - движение, характер. Результат был эффективен. Художники раскрепощались, ощущали себя свободными.
Моя мачеха, Тамара Андреевна Шиловская[2], художник - монументалист, коллега и друг хозяина, привела меня 15 -летней ученицей МСХШ в эту компанию. Контраст с занятиями классическим рисунком в школе и набросками у Бориса Петровича был разителен. Я впервые почувствовала вкус свободы. Меня приняли прекрасно. Самая молодая, талантливая, оригинальная. Захваливали.
Один человек не принял моей исключительности - Марат Бабин. Я чувствовала: этот взрослый, высокомерный мужчина считает меня блатной, не по заслугам обласканной и презирает. Мне не было обидно, потому что, отчасти, это было справедливо.
Чем дальше, тем яснее для меня был необходим выбор между школой с ее классическими постановками по 30-40 часов с муштрой, штриховкой и вольницей кружка с набросками. Я выбрала школу, потом институт, скульптуру с Рабиновичем Саулом Львовичем и Мотовиловым Георгием Ивановичем. В этом заведении (Строгановке) о похвале не было и речи. За 6 лет я нахлебалась горечи. От моей легкости не осталось и следа, я вся была сплошным комплексом. Навсегда отбили охоту работать с живой натурой. Уже побитая, я вновь очутилась в кружке Чернышева. Только наброски приводили меня в чувство.
Кружок продолжал существовать, как и неприступный, высокомерный Марат. Я не представляла, из какой он среды. Мне казалось, что занятия у Бориса Петровича - его хобби и что он сам то ли математик, то ли физик, а может и вовсе философ!
Тамара, так я называла свою мачеху с художницей Александрой Давидовной Лукашевкер[3], или попросту Алечкой, захватили меня, когда Марат Бабин пригласил их в свою мастерскую. К тому времени я знала о существовании Мура и Джакометти, видела работы наших левых скульпторов Лемпорта, Сидура, Силиса. Прошла выставка Эрнста Неизвестного, была в мастерских Шаховского и Жилинской, но я не предполагала увидеть абстрактные скульптуры такого уровня у художника в моем ближнем окружении.
Работы Марата совершенно индивидуальны, не имеют аналогов ни во времени, ни в пространстве. Мое уважение и почтение к Марату еще более возросло.
В это время, Тамара и Алечка пригласили меня в свой проект по оформлению города Зеленограда. Мы разрабатывали малые архитектурные формы. Детские площадки, зоны отдыха, вазы и прочее. Вдохновленная маратовскими скульптурами, я с восторгом изобретала абстрактные формы для детских площадок, возле которых дети могли бы разыгрывать свои фантазии.
Как-то Алечка пригласила меня в мастерскую своего покойного брата Михаила Давидовича Лукашевкера. Он умер совсем молодым, оставив после себя чудесные керамические рельефы, круглые скульптуры из цемента с вкраплениями мозаики.
Обсуждая задачи скульптуры, Алечка как-то заметила, что для ее брата было проблематичным создание натурного портрета. Мишин натурный портрет Маши Слоним был слабоват. Сходство было, но оно не волновало, портрет был мертвым повторением Машиного лица, в жизни очаровательным.
Действительно, что есть скульптурный портрет? Какой должен быть Алин портрет? У нее не героическая внешность. Она маленькая, миловидная женщина с чудесными золотистыми волосами.
Как сделать ее портрет, чтобы он завораживал зрителя так, как она завораживает меня, стоит ей начать говорить о чем угодно?
Мысленно, я стала представлять ее, рисовать по памяти фас и профиль. Своей мастерской у меня не было. Мы с мужем делили комнату 12 метров в квартире отца. Кормер[4] (мой муж) за столом писал свою литературу, за спиной стоял мой станок и ведро глины. В счастливую минуту я почувствовала, что готова сделать Алин портрет. 2-3 часа я лепила как одержимая. Сочетание хрупкости и духовной силы - вот ее суть! Я была счастлива! Каждое движение к месту. Запрокинутая голова, глаза, нос с горбинкой, чуть крупноватый рот и море волос. До сегодняшнего дня я счастлива этим портретом! Меня так колбасило, что я слепила и ее фигурку, где сочетание хрупкости и силы передано в большей степени.
Объясняю, почему я так подробно пишу об этой работе. Тамара пригласила Марата посмотреть Алечкины «портреты». Честно скажу, я волновалась. Он пришел, как всегда презрительный и высокомерный, попил чаю и пошел смотреть портреты. Долго смотрел, поворачивая на станке, а когда повернулся ко мне, у него было другое выражение лица. И во всю жизнь оно, это прежнее выражение, не появлялось никогда. С этого момента мы стали друзьями.
Марат оказался милейшим человеком, остроумным, веселым. Серьезно он относился только к искусству. Очень серьезно. Откуда взялся в Марате этот аристократический лоск - мне не понятно. Наверное, от природы и от жены Поэзы. Она была чудом. Татарка из хорошего рода, знающая языки, переводчица, интеллектуалка. Поэза сыграла определяющую роль в его образовании и воспитании.
Он рассказывал о своей семье, профессиональных революционерах. Отец, мать, дяди и тети с правыми и левыми уклонами, троцкисты и бухаринцы, фанатики революции, большую часть жизни проведшие в сталинских лагерях, так и остались верными своим идеям.
Не без юмора Марат рассказывал, как после реабилитации он собрал вместе свою родню, и через 5 минут они сцепились, чуть ли ни в рукопашную, отстаивая каждый свою правоту и обвиняя друг друга в ошибках партии.
До ареста семья Марата жила в «Доме на набережной». Отца и мать арестовали ночью, оставив Марата, названного в честь зарезанного в ванне французского Марата, сестру Ленину с нянькой, простой крестьянкой, из деревни под Кинешмой. Она, не раздумывая, в ту же ночь, собрав детей, отбыла на родину, избавив их от детдомовской участи.
Марат, отец которого - Рувим Давидович был внуком раввина из литовского Паневежиса, веселился от души, узнав о моем предположении его академического воспитания в интеллигентной семье. А реальность? Чуб на голове, финка за голенищем - вот его молодость. В деревне не было мужчин - все на войне. Так что он, как говорится, молодой да ранний - первый парень на селе! Вынужден был ретироваться из деревни. Вернувшийся с фронта жених, приревновал свою невесту к нашему герою, обещался зарезать!
Как Марат пришел в искусство? Точно не знаю. Предположительно, окончил Калининское училище, работал мастером по металлу в скульптурном комбинате. Проезжая мимо института Склифосовского, спрашивал мою малолетнюю дочь Таню: «Кто сделал эту золотую шишечку?», показывая на завершие купола Склифа, и сам же с гордостью отвечал – «Я!».
Сейчас, спустя очень много лет, я задаюсь вопросом: «Какая же целеустремленность, какой же талант умещались в этом человеке, сделавшим себя сам, из парня с финкой за голенищем, из мастера по металлу превратившегося в уникального скульптора, опередившего время, противостоящего засилию соцреализма»? А тогда я не думала об этом, радуясь своему везению - дружбой с Маратом.
Он был первым, кому я показывала свои работы. Его реакции были непредсказуемы, часто необъяснимы, но если он радовался, я радовалась вдвойне! Но и он призывал меня в мастерскую, прислушивался к замечаниям. Я понимала его работы, всегда угадывая проблемные места, ради которых он меня и звал. Мои замечания радовали его больше, чем похвала. Через пару месяцев я призывалась вновь и видела, что вещь изменилась, но чем?
- Марат, лучше! Но я не вижу, что Вы сделали?
-А вот - и он показывал на миллиметровую щепочку, прилаженную к скульптуре.
Миллиметровую! Так он работал.
Марат изобрел свой материал, которым работал. Пластилин с песком. Он был так труден, что работа с ним походила на борьбу! К примеру, основу скульптуры - металлический прут диаметром 1,5 - 2 мм он оживлял своим материалом. Механическую сущность превращая в живую форму. Вертикаль становилась стремящейся ввысь субстанцией. Скульптуры были сделаны из подручного материала, облагороженного прикосновениями рук Марата с его «песочным пластилином». Мне до дрожи хотелось увидеть хотя бы одну работу Марата, отлитую в чугуне. Хотя в том виде, в каком они были сделаны, не было ни капли доморощенности.
Абстрактные скульптуры Марата вызывали во мне вполне реалистические эмоции. Его композиция «Инвалид» (отлита в металле уже после смерти М.Р. Бабина. - Прим. сайта ОМС) - абстрактная пространственная скульптура с его вполне узнаваемой кистью руки, держащей подпорку, - моментально пронзала сердце щемящей горечью ко всем потерям мира. Одна из его последних работ - фигура художницы Клары Голицыной - проникнута обаянием. Меня, не знающей ни Клары Голицыной, ни ее работ, образ, созданный Маратом, заставил полюбить и художницу и ее работы. (Позже познакомившись с работами Клары Голицыной, я еще больше поразилась точности его попадания в образ).
Последние годы жизни Марат преподавал в еврейской школе на Юго-западе. Она уникальна. Мне довелось поработать в ней, я говорю со знанием дела. Учителя, ученики, обслуживающий персонал, сам директор были доброжелательны, деликатны друг с другом и к нам, пришлым художникам со стороны, относясь как к своим. Я счастлива, что Марат провел в ней несколько лет, по-настоящему оцененный, обласканный, а главное признанный. Во время похорон Марату воздали должное. Таких слов благодарности, истинного почитания, любви, сожаления об его уходе он не получил бы нигде и ни от кого.
Соцреализм, насильственно насажденный, погубил таланты многих, но ни Марата. Он был из тех, кто сохранил себя, искал новые формы для выражения своего восприятия мира. Мы не стали свидетелями чуда, реализованного в пространстве, отлитого в металле «Инвалида», а жаль. Он был бы предостережением для всего человечества против опасных безумств!
Елена МУНЦ
16 сентября 2022
[1] Борис Петрович Чернышев (1906-1969), советский художник и скульптор (прим. сайта ОМС).
[2] Тамара Андреевна Шиловская (1916 – 2001), художник монументалист (прим. сайта ОМС).
[3] Александра Давидовна Лукашевкер (1925 – 1992), художник (прим. сайта ОМС).
[4] Владимир Федорович Кормер (1939-1986), писатель (прим. сайта ОМС).
[5] Карл Бернгардович Радек (1885-1939), революционер, деятель международного социал-демократического и коммунистического движения, советский политический деятель (прим. сайта ОМС).
СТРАНИЦА МАРАТА БАБИНА НА САЙТЕ ОМС
Предыдущие материалы