2 декабря в выставочном зале Союза художников России (Москва, ул. Покровка, д. 37) открывается персональная выставка Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой «Созвучие».
Выставка, говорится в пресс-релизе, - «пример синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства».
Контрапунктом пересечения авторской манеры Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой стало восприятие и освоение пространства через художественно-выразительные возможности материала – керамики и стекла. Но путь к его индивидуальному творческому пониманию у каждого художника был свой, особенный.
Доктор искусствоведения Ирина Перфильева рассказывает о творчестве художников, а сайт ОМС показывает их некоторые работы.
Сегодня одним из важнейших критериев в определении художественной ценности произведений стало отнесение их к актуальным, соответствующим новейшим тенденциям – современным видам искусства или неактуальным, созданным по традиционным законам искусства, но, тем не менее, современным, так как созданы они художниками, живущими здесь и сейчас.
Другим, не менее важным критерием, считается использование при создании современного произведения новейших технологий.
Но, пожалуй, ключевым, если мы обращаемся к традиционным видам искусства, все же представляется верность общечеловеческим ценностям в художественной культуре, развивающейся не ступенями, революционно, а эволюционно, сохраняя сложившиеся ранее эстетические принципы и обогащая их непременно своим, а значит априори новым видением мира.
Выставка произведений Ларисы Серовой и Марины Степановой-Ланской «Созвучие» – пример такого синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства, как миссии его продолжения – из прошлого в будущее.
МАРИНА СТЕПАНОВА-ЛАНСКАЯ
Марина Степанова-Ланская шла по пути постижения станкового искусства, его специфики и одновременно выбирая то, что созвучно керамике как искусству, находящемуся на границе станкового и прикладного. Она – выпускница отделения станковой живописи Художественного училища им. В.И. Сурикова в Красноярске (1977–1981) и Красноярского государственного художественного института по кафедре керамики (1981–1986).
По окончанию вуза выявилась основная предметная форма произведений художника – керамический пласт, в котором синтезировались станковое и декоративное начала ее искусства.
В основе авторского стиля Марины Степановой-Ланской лежат особые художественно-выразительные возможности живописи на керамике, складывающиеся из взаимодействия керамических красок между собой при высокой температуре, когда кроме автора «говорит» огонь и последнее слово за ним. Это подобно чуду, когда художник пишет серо-коричневатыми керамическими пигментами, а после обжига получается изысканная полихромия красок, наполненных не только цветом, но и светом. Это открывает в произведении большую силу воздействия, чем холст и масло.
Художник много путешествует, впитывая художественную культуру других стран и народов – Испании, Португалии, Италии. Но все же самым близким для нее остается древнерусское искусство – творчество А. Рублева, Ф. Грека, Дионисия, Д. Черного – создавших глубокие и духовные образы, вечные и современные.
В искусстве Марины Степановой-Ланской центральное место занимает человек: природа его взаимоотношений с миром, вечные ценности. Таковы ее произведения: «Валенсия» (2014), «Рождество» (2015), «Вера» (2017), «Советник» (2017). Особую группу составляют образы современников: «Екатерина и Глеб» (2015), автопортрет «Отражение» (2018), серия портретов «Московские лица» (2018), триптих «Мой дед Константин Филиппович» (2020) и «Вселенная для Резо Габриадзе» (2005), в которых воплощен не физический облик, а духовное состояние яркой личности.
Страница Марины СТЕПАНОВОЙ-ЛАНСКОЙ на сайте ОМС
ЛАРИСА СЕРОВА
Если в творчестве Марины Степановой-Ланской образы стремятся к уединению, погружению в созерцание и раздумье, то арт-объекты Ларисы Серовой активно взаимодействуют с окружающим их пространством, преображая и трансформируя его посредством особых свойств стекла: светоносности и светопреломления.
Лариса Серова – выпускница школы предметного проектирования – МВХПУ (бывшее Строгановское) (1975–1980), ученица ведущих мастеров художественного стекла советского периода: С.Г. Рязановой и Г.А. Антоновой.
Арт-объекты Ларисы Серовой напоминают малые архитектурные формы, работающие в экспозиционном пространстве выставочного зала так же, как они работают в ландшафтном дизайне: через конкретные художественные формы преобразуют его, делая индифферентное пространство эстетически освоенным, обжитым, осмысленно и эмоционально воспринимаемым.
Как и Марина Степанова-Ланская, Лариса Серова погружена в образы чувств и переживаний, свойственные многим людям, но пропущенные сквозь призму своего индивидуального мировосприятия. В ее произведениях мало конкретных изображений, но много намеков, тающих силуэтов и растворяющихся теней, олицетворяющих быстротечность жизни и драгоценность каждого ее момента. Арт-объекты Ларисы Серовой четки и конструктивны в формах, но иллюзорны в развитии их внутреннего пространства.
Образы Ларисы Серовой - это мир впечатлений, эмоций, нахлынувших чувств, воспоминаний и сожалений об утраченном, но не забытом: «Озера» (1993), «Посвящение 2014» (2015), «Пространства» (2018), «Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова…» (2018), «Посвящение Венеции» (2020), «Встреча с морем», «Взаимоотношения» (2020).
Марина Степанова-Ланская и Лариса Серова – признанные художники. Их произведения находятся в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», Государственном музее керамики в «Усадьба Кусково XVIII в.», во многих областных художественных музеях России, в музеях, галереях и частных собраниях Великобритании, Нидерландов, Китая, Швейцарии, Швеции, Германии, Франции, Италии.
Выставка представляет подведение творческих итогов работы художников за последние 15 – 20 лет. А так, как художники находятся на подъеме профессионально деятельности, ее можно рассматривать как осознанную потребность, оглянувшись на пройденный путь, определить вектор дальнейшего развития, самому понять, в каком направлении идти дальше.
Ирина ПЕРФИЛЬЕВА, доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств