Марина Степанова-Ланская. Выставка Созвучие

МАРИНА СТЕПАНОВА-ЛАНСКАЯ И ЛАРИСА СЕРОВА. "СОЗВУЧИЕ"

2 декабря в выставочном зале Союза художников России (Москва, ул. Покровка, д. 37) открывается персональная выставка Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой «Созвучие».

Выставка, говорится в пресс-релизе, - «пример синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства».

Контрапунктом пересечения авторской манеры Марины Степановой-Ланской и Ларисы Серовой стало  восприятие и освоение пространства через художественно-выразительные возможности материала – керамики и стекла. Но путь к его индивидуальному творческому пониманию у каждого художника был свой, особенный.

Доктор искусствоведения Ирина Перфильева рассказывает о творчестве художников, а сайт ОМС показывает их некоторые работы.

 

Сегодня одним из важнейших критериев в определении художественной ценности произведений стало отнесение их к актуальным, соответствующим новейшим тенденциям – современным видам искусства или неактуальным, созданным по традиционным законам искусства, но, тем не менее,  современным, так как созданы они художниками, живущими здесь и сейчас.

Другим, не менее важным критерием, считается использование при создании современного произведения новейших технологий.

Но, пожалуй, ключевым, если мы обращаемся к традиционным видам искусства, все же представляется верность общечеловеческим ценностям в художественной культуре, развивающейся не ступенями, революционно, а эволюционно, сохраняя сложившиеся ранее эстетические принципы и обогащая их непременно своим, а значит априори новым видением мира.

Выставка произведений Ларисы Серовой и Марины Степановой-Ланской «Созвучие» – пример такого синтеза вечного и одновременно всегда нового мироощущения художников, стремящихся к развитию своего искусства, как миссии его продолжения – из прошлого в будущее.

 

МАРИНА СТЕПАНОВА-ЛАНСКАЯ

Марина Степанова-Ланская на персональной выставке в Красноярске, 2018. Марина Степанова-Ланская на персональной выставке в Красноярске, 2018.

Марина Степанова-Ланская шла по пути постижения станкового искусства, его специфики и одновременно выбирая то, что созвучно керамике как искусству, находящемуся на границе станкового и прикладного. Она – выпускница отделения станковой живописи Художественного училища им. В.И. Сурикова в Красноярске (1977–1981) и Красноярского государственного художественного института по кафедре керамики (1981–1986).

По окончанию вуза выявилась основная предметная форма произведений художника – керамический пласт, в котором синтезировались станковое и декоративное начала ее искусства.

В основе авторского стиля Марины Степановой-Ланской лежат особые художественно-выразительные возможности живописи на керамике, складывающиеся из взаимодействия керамических красок между собой при высокой температуре, когда кроме автора «говорит» огонь и последнее слово за ним. Это подобно чуду, когда художник пишет серо-коричневатыми керамическими пигментами, а после обжига получается изысканная полихромия красок, наполненных не только цветом, но и светом. Это открывает в произведении большую силу воздействия, чем холст и масло.

Художник много путешествует, впитывая художественную культуру других стран и народов – Испании, Португалии, Италии. Но все же самым близким для нее остается древнерусское искусство – творчество А. Рублева, Ф. Грека, Дионисия, Д. Черного – создавших глубокие и духовные образы, вечные и современные.

В искусстве Марины Степановой-Ланской центральное место занимает человек: природа его взаимоотношений с миром, вечные ценности. Таковы ее произведения:  «Валенсия» (2014), «Рождество» (2015), «Вера» (2017), «Советник» (2017). Особую группу составляют образы современников: «Екатерина и Глеб» (2015), автопортрет «Отражение» (2018), серия портретов «Московские лица» (2018), триптих «Мой дед Константин Филиппович» (2020) и «Вселенная для Резо Габриадзе» (2005), в которых воплощен не физический облик, а духовное состояние яркой личности.

Страница Марины СТЕПАНОВОЙ-ЛАНСКОЙ на сайте ОМС

Марина Степанова-Ланская. Отражение. Автопортрет, 2018. Марина Степанова-Ланская. Отражение. Автопортрет, 2018.

Марина Степанова-Ланская. Рождество, 2015Марина Степанова-Ланская. Рождество, 2015

Марина Степанова-Ланская. Вера, 2017. Марина Степанова-Ланская. Вера, 2017.

Марина Степанова-Ланская. Советник, 2017.Марина Степанова-Ланская. Советник, 2017.

Марина Степанова-Ланская. Портрет молодого человека (из серии Московские лица), 2018.Марина Степанова-Ланская. Портрет молодого человека (из серии Московские лица), 2018.

ЛАРИСА СЕРОВА

Художник Лариса СероваХудожник Лариса Серова

Если в творчестве Марины Степановой-Ланской образы стремятся к уединению, погружению в созерцание и раздумье, то арт-объекты Ларисы Серовой активно взаимодействуют с окружающим их пространством, преображая и трансформируя его посредством особых свойств стекла: светоносности и светопреломления.

Лариса Серова – выпускница школы предметного проектирования – МВХПУ (бывшее Строгановское) (1975–1980), ученица ведущих мастеров художественного стекла  советского периода: С.Г. Рязановой и Г.А. Антоновой.

Арт-объекты Ларисы Серовой напоминают малые архитектурные формы, работающие в экспозиционном пространстве выставочного зала так же, как они работают в ландшафтном дизайне: через конкретные художественные формы преобразуют его, делая индифферентное пространство эстетически освоенным, обжитым, осмысленно и эмоционально воспринимаемым.

Как и Марина Степанова-Ланская, Лариса Серова погружена в образы чувств и переживаний, свойственные многим людям, но пропущенные сквозь призму своего индивидуального мировосприятия. В ее произведениях мало конкретных изображений, но много намеков, тающих силуэтов и растворяющихся теней, олицетворяющих быстротечность жизни и драгоценность каждого ее момента. Арт-объекты Ларисы Серовой четки и конструктивны в формах, но иллюзорны в развитии их внутреннего пространства.

Образы Ларисы Серовой - это мир впечатлений, эмоций, нахлынувших чувств, воспоминаний и сожалений об утраченном, но не забытом: «Озера» (1993), «Посвящение 2014» (2015), «Пространства» (2018), «Друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова…» (2018), «Посвящение Венеции» (2020), «Встреча с морем», «Взаимоотношения» (2020).

Лариса Серова. Встреча с морем, 2020. Лариса Серова. Встреча с морем, 2020.

Лариса Серова. Озера, 1993.Лариса Серова. Озера, 1993.

Лариса Серова. Острова. Лариса Серова. Острова.

Лариса Серова. Прошлогодние цветы. Лариса Серова. Прошлогодние цветы.

Лариса Серова. Одиночество.Лариса Серова. Одиночество.

Марина Степанова-Ланская и Лариса Серова – признанные художники. Их произведения находятся в Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Государственном историко-архитектурном художественном и ландшафтном музее-заповеднике «Царицыно», Государственном музее керамики в «Усадьба Кусково XVIII в.», во многих областных художественных музеях России, в музеях, галереях и частных собраниях Великобритании, Нидерландов, Китая, Швейцарии, Швеции, Германии, Франции, Италии.

Выставка представляет подведение творческих итогов работы художников за последние 15 – 20 лет. А так, как художники находятся на подъеме профессионально деятельности, ее можно рассматривать как осознанную потребность, оглянувшись на пройденный путь, определить вектор дальнейшего развития, самому понять, в каком направлении идти дальше.     

Ирина ПЕРФИЛЬЕВА, доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник отдела Художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск