В 1910 году в Астапове Сергей Меркуров снял посмертную маску Льва Николаевича Толстого.
- Это событие, - вспоминал скульптор[1], - было большим событием для меня. Оно окончательно привязало меня к Москве и стало поворотным пунктом в моей судьбе. С 1912 года я поселился на Цветном бульваре, где вел параллельно две жизни. Одну как художник, ведущий лабораторные работы и совершенствующий технику, и другую как скульптор, выполняющий заказы, его не привлекающие, но нужные для того, чтобы обеспечить существование.
В мастерской на Цветном бульваре, д. 9, в которой Сергей Меркуров жил и работал до 1920 года, были созданы лучшие его произведения: «Мысль», памятники Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому для Москвы, портреты Л.Н. Толстого и П.А. Кропоткина, «Обнаженная» и многие другие.
Памятники в этом время создавались в соответствии с директивами ленинского плана монументальной пропаганды, и задачи монументальности побудили скульптора к поиску соответствующих материалов.
Вот что пишет об этом И. Меркурова[2], внучка скульптора:
- Он был одним из первых мастеров XX века, обратившихся к граниту, практически не использовавшемуся в скульптуре со времен древневосточных цивилизаций. В Древнем Египте гранит считался как бы синонимом вечности. Неуязвимость этого камня, его ярко выраженный «природный» характер, хранящий «воспоминания» о начале мироздания, о далеких предках, избравших его для памятников, интуитивно влекли Сергея Дмитриевича.
- В первые годы, - продолжает И. Меркурова, - в России Меркуров пользовался мрамором и бронзой и только для композиции «Лев Толстой на смертном одре» выбирает песчаник, а памятник Л.Н. Толстому намеревался первоначально сделать из базальта, но затем довольно быстро остановился на граните. Масштаб и значимость личности писателя сами навели на мысль об этом материале, можно сказать, «просились» в гранит. Конечно, здесь сыграла свою роль также и интуиция, и знание мирового опыта предшественников, и навык в работе с разными материалами. Во всяком случае, этот выбор был смел и удачен.
В дальнейшей работе скульптор, руководствуясь воплощаемой идеей и назначением вещи, применял чаще всего гранит и бронзу. Последней он также нашел новый заменитель — кованую медь. От мрамора Сергей Дмитриевич тоже не отказывался, но употреблял его для работ более камерного характера.
- Мастер, - пишет И. Меркурова, - знал и любил камень, тонко чувствовал его возможности, умел «увидеть» задуманное в том или ином сорте гранита. Для выявления содержательных возможностей формы применял различные методы обработки (чеканку, шлифовку, полировку и т. д.). Думается, что не случайны слова Н.Б. Никогосяна[3], назвавшего Меркурова «богом гранита»...
Как бы то ни было, но даже «Бог гранита» не мог обойтись без помощников для работы с этим трудным материалом. Сергей Меркуров не только умудрился найти их в России, но и оставить о своих гранитчиках блестящие в литературном отношении мемуары. В них психологически тонко и очень остроумно раскрываются характеры простых и чрезвычайно мастеровитых русских людей.
Сергей МЕРКУРОВ. МОИ ПОМОЩНИКИ
Гранитчик Илья Васильевич Бунегин (Москва, 1913 г.)
- Илья Васильевич, будьте столь любезны, держите закольник вот здесь.
- То есть почему же это: «будьте столь любезны»? Что я тебе сделал плохого?..
- Да нет же, Илья Васильевич, Вы мне ничего плохого не сделали, только моя просьба — сделайте одолжение: вот здесь закольник.
- Господи — я же тебя спрашиваю, за что ты меня обижаешь, чего я тебе сделал плохого: «столь любезны», «сделайте одолжение» — что я, барин какой, али барыня — «будьте любезны» — это я-то «будьте любезны» — что я, девка, что ли?
- Да нет же, я так привык — а как же Вас просить-то? Вы старше меня, помогаете мне в гранитной работе, учите меня, ведь надо быть вежливым со своим учителем.
- То есть как это «вежливым», мать твою трижды! Что я, губернатор, что ли; «вежливым», ваше превосходительство! — это я, простой мужик, и мне — по-вежливому; да ты что, сукин сын, надо мной измываешься, чего я тебе плохого-то сделал — акромя хорошего и учебы? Что я, мадам какая: «будьте любезны, столь обяжете», мать твою трижды! Раз я должон держать закольник — ну и приказывай.
- Илья Васильевич, довольно читать нравоучение, ведь молот тяжелый, руки затекли, что мы с вами будем препираться.
- Это еще что за слово «препираться»?
- Да, мать твою трижды, Васильич, тебе говорят! Держи закольник правильно — ведь мы испортим гранит, — говорю я тебе или нет, сукин ты сын!
- Ну так бы и сказал! Бей крепче, удар короче, а то трещина пойдет не там. Вот так — хорошо! А то — «будьте столь любезны, сделайте одолжение». По-матерному надо с нами, ведь мы с тобой друзья, а не баре и чужие. Оно так понятнее, мать твою так-то. Давай мириться.
На матерном мы и помирились: я и мой учитель, старик гранитчик Илья Васильевич Бунегин.
Гранитчик Иван Андреевич Галкин (Москва, 1920-е гг.)
Меркуров... Мер-куров — Мер-ку-ров!!!
Выходи! Кто есть приехал?! Сам Иван Андреевич Галкин. Кто есть Галкин?
Подпора!
Кому подпора? Самому Меркурову!
Кто его держит на своих плечах? Иван Андреевич Галкин!
Кто его возвысил? Галкин!
Уйдет Галкин — что будет?
Рухнет Меркуров — как башня Вавилонская! Вот что есть Галкин!
Монолог произносится перед воротами на Главном проспекте почти каждое воскресенье. Галкин, стоя на извозчике, пьяный, опять «куражится», как говорят в толпе. Стоит и ждет, чтобы его сняли — попросили: «Иван Андреич, не шуми, ну сходи, ладно, будет!»
- Нет, погоди. Ты знаешь, кто есть Галкин?!
- Да знаем!
- Нет, не знаете! Вот кто есть Галкин.
Бывший председатель сельсовета — раз!
Бывший председатель копративу — два!
Главный гранитчик, главный мастер и помощник Меркурову — три.
Что есть у Галкина в деревне?
Изба!
Что в избе?
Сама!
А что у их?
Шкаф!
А что в шкафу?
У самой шуба на лисьем меху!
У самого тоже!
У самой полушалок! Баретки!
Дмисезонка! У самого тоже!
А в сундуке-то, мать твою, чего-чего только нету!
А в хляву кто?
Поросенок!
На сколько пудов?
На шесть!
- Иван Андреевич — не гневи бога — слезай!
- Нет, ты погоди — слушай, кто тебя поддерживает! А что еще в хляву?
Корова!
Какая?
Сурьезная, сердитая. Держит в строгости даже саму!
Без солдатской шинели не подпускает близко. Сама, чтобы доить, одевает шинель[4].
А кур сколько? Неисчислимо!
Все ждут этого момента.
Галкин дошел до точки. Пора его снимать.
Так как это представление повторяется каждое воскресенье — и программа одна и та же, в толпе ждут этого момента: «Галкин, а почему не спросишь про лошадь?»
Этот вопрос убивает Галкина.
- Сволочи, мать вашу! Подлецы.
- Ты про лошадь чего забыл?
- Митрич! Помоги слезть. Господи, мать вашу, ну, здравствуй. Цалуй меня и пойдем домой.
В толпе хохот.
Лошадь укротила Галкина. А дело было необычное.
«Самого Ивана Галкина», «бывшего председателя сельсовета», «бывшего председателя копративу», и «главного помощника Меркурова» надули, кто же — цыгане. И обида осталась на всю жизнь.
Украли у него лошадь — белую, перекрасили в вороной цвет и на конной продали ему же его старую клячу. Да еще, вставив трубку под хвост, надули лошадь, чтобы была полнее.
Выпил Галкин на радостях и повел лошадь купленную из Твери домой в деревню.
Как-то в минуту откровенности он мне признался: «Веду лошадь конной, сам пьян — а дорогой лошадь пыхтит, как автомобиль — значит, выходит из нее газ — цыганский дух. Да еще пошел дождь, лошадь полиняла. Прихожу домой — а сама-то меня встречает: «Дурень ты, дурень, это наша Серко». Как я глянул — да и впрямь то Серко, вот, мать их так-то, что сделали с Галкиным».
В толпе знали и ждали момента: ни уговоры, ни угрозы не действовали.
Галкин все куражился!
- Да ты клячу забыл.
- Кто еще, кроме коровы, в хляву стоит? Начинались слезы, рев — и Галкин уходил спать.
На следующий день Галкин на работе, стучит по граниту.
- Андреич! А как ты видел чиганашку?
- Кака-така чиганашка! Дурень, не чиганашка, а хозяин дома — без яго не быть ни дому — ни хозяйству. Оберегает — а забалует хозяин — наказует. Чиганашки — анчутки, антютики-то лесные — другие — бессунгузные, не размножаются, а это свои — домовые.
- Ну, ладно. Ты про домового!
- Ну что наладил — домового, домовой. Об этом громко не говорят.
- Не домовой — а сам хозяин, значит.
Пришел в воскресенье из церкви.
Сама поставила самовар — ну я, как полагается, помолясь Богу, значит, к пирогу, стопочку долбанул — ну и, скажи пожалуйста, из угла из-под стола — высунулся и давай меня дражнить языком. Серенький, мохнатенький — все, как полагается, я в него пустой стопкой, а он перепрыгни и сядь за самовар и хвост держит в руках. Я как схвачу кусок пирога да в него — он за хозяйку — мать его — я размахнулся и запустил стакан чаю, да вместо него попал в хозяйку; он на стол дражнится — возьми я самовар, да в него, и пошло и пошло, переколотил все — посуду-горшки, лавки, табуретки, пошел чистить ухватом, переколотил стекла.
И ничего не помню. Как пришел в себя — говорят: прошло две недели. Лежал в смирительной рубашке. Доктор мне говорит, это у тебя с пьянки — делирум, а хрен его знает, что это значит, а по-нашему, по-деревенски — не балуй, веди хозяйство правильно и не перекладывай — за всем глядит хозяин — сам мохнатенький, строгий. А чиганашки и антютики — те лесные и болотные, ласковые и без сунгузу — значит, рожаются из пня на болоте, без размножения. А эти — хозяева, как мы, — из яиц. Вот.
Гранитчик Василий Антонов (всезнайка) (Москва, 1920-е гг.)
Проезжаем мимо радиостанции.
- Василий, с этой станции можно разговаривать со всем миром!
- Акромя Японии!
- Почему?
- Кавказские горы мешают — пять сажон не хватает.
- Василий, посмотри-ка, как в ульях.
Через полчаса.
- Сергей Дмитриевич, в последнем улье не благополучно. Очень старая матка — не моложе пяти лет.
- Откуда это ты узнал?!
- Очень просто! Вся седая, даже усики поседели!
Дворник Пантелей (Москва, 1922 г.)
- Да ты с ума сошел, что ты делаешь, ты же убил человека — разве можно кирпичом бить по голове?!
- А почему нельзя? Какой же это человек — пьяный бандит Митька, — открыл калитку и прет во двор — я его кирпичом и по голове.
- Ведь ты же убил, разве можно убивать?
- А почему нельзя? Почему в Варшавской губернии можно, когда мне в 14-м году дали ружье со штыком и приказали пырять немца в живот, — так почему в Варшавской можно, а в Московской нельзя? В Варшавской я немца не знал, да и плохого он мне ничего не сделал — а приказано было убивать, а здесь бандита Митьку, который рушит все, — не вдарить кирпичом по головам.
Митьку отвезли в больницу. Выжил. Через несколько дней:
- Пантелей, пойди зарежь свинью. Пора резать.
- Да, пора резать, зарежь! А ты думаешь — легко зарезать?.. На это надо дня три. Ведь должен же я осердиться на нее.
Два дня он пил водку, время от времени подходил к свинарне.
- Ах ты, стерва, погоди, доберусь! — И брань летела из его уст. На третий день, наругавшись вдоволь на конюшне, он вбежал в кухню, схватил нож, выбежал в хлев и вставил свинье нож в бок.
Через час я видел, он спокойно палил во дворе свинью, деловито обчищал тушу от щетины и, отрезав ухо, с аппетитом жевал сырой хрящ.
Архив Г.С. МЕРКУРОВА
(Написано в 1938–1943. Впервые опубликовано по рукописям в книге «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012)
[1] Архив Г.С. Меркурова. Написано в 1930 году.
[2] (Цитата из книги «Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников», с. 15. Москва, Kremlin Multimedia, 2012.)
[3] Николай Багратович Никогосян (1918-2018), скульптор, Народный художник СССР.
[4] Купил у военного, доил денщик (прим. С.Д. Меркурова).