30 ноября в Москве открылся культурный центр скульптора Степана Эрьзи. Новое арт-пространство, появившееся благодаря инициативе Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, расположилось в историческом здании 1934 года на Автозаводской улице, д. 1. Масштабные реставрационные работы в будущем центре велись в течение года.
В открытии Центра приняли участие наши коллеги – академик РАХ Иван Казанский, член-корреспондент РАХ Алексей Благовестнов, Председатель правления секции скульптуры Московского союза художников и Объединения московских скульпторов Георгий Смирнов.
«Эрьзя-Центр» ‒ это первый московский проект Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, возглавляемого Михаилом Журавлевым. Открытие приурочено к 145-летию со дня рождения выдающегося скульптора.
На протяжении многих лет Фонд ведет кропотливую и основательную работу по поиску, реставрации и копированию произведений всемирно известного русского скульптора Степана Эрьзи (1876-1959) из частных и зарубежных коллекций Аргентины, Италии, Франции, Азербайджана, Аджарии.
Работы Степана Эрьзи до сих пор находят в самых неожиданных местах мира. Недавно в Россию прибыла "Девочка из Филадельфии". Это оригинальная скульптура, которую фонд приобрел на аукционе. Впереди экспедиции в Грузии, в Франции, Южной Америке.
Главная задача, которую специалисты Фонда решают, копируя произведения, – познакомить любителей творчества этого Мастера в России и за рубежом с его малоизвестными, недоступными или гибнущими работами. Например, "Малую Еву" из Новороссийска хотели раздробить на крошку для строительных работ. Чудом уцелела. Редкий экземпляр и скульптура уругвайского поэта Орасио Кирога, из дерева кебрачо.
Созданием аутентичных копий в Фонде занимается Александр Толокин, чья многолетняя деятельность в качестве реставратора произведений Степана Эрьзи проходила в мастерской Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, на родине скульптора в Саранске.
Александр Толокин в совершенстве владеет техникой реставрации и использует собственную уникальную методику восстановления сложнейших произведений Степана Эрьзи, выполненных в кебрачо и альгарробо.
В постоянную экспозицию Культурного центра Степана Эрьзи вошли около двух десятков эксклюзивных слепков, оригиналы которых находятся в российских и зарубежных музейных и частных коллекциях. Также в экспозиции представлены книги, архивные и библиографические материалы, журналы, статьи и фотографии, посвященные Степану Эрьзе.
Скульптор Степан Нефедов - родом из крестьян мордовского племени эрзя – в честь этого и необычный псевдоним. Степан получал ремесло в московском училище живописи, ваяния и зодчества. Работал на Урале и на Кавказе, в Италии и Франции. А в 1927 году оказался в Аргентине, где и прожил почти четверть века. Эрьзя вернулся на родину лишь в 1950 году. Вместе с ним на корабле прибыли 300 произведений. Несмотря на щедрые предложения, скульптор не хотел продавать свои работы за рубежом, он мечтал о собственном музее в Москве.
Михаил Журавлев, президент Международного фонда искусств имени С.Д. Эрьзи, говорит:
- Правительство Советского Союза обещало Эрьзе, что у него будет свой уголок, свое выставочное пространство и своя мастерская. Мастерская была, выставку в 1954 году сделали и закрыли. Я думаю, кусочек этой мечты наконец-то сегодня сбылся, мы открываем центр Эрьзи в Москве.
Одна из целей центра – не только вписать имя выдающегося скульптора в культурную жизнь столицы, но и заявить о себе как о новом актуальном арт-пространстве. Поэтому в планах «Эрьзи-Центра» - также проведение музыкальных и театральных вечеров, встречи с интересными людьми, дискуссии об искусстве.
Источник: Международный фонд искусств имени С.Д. Эрьзи