Сегодня на сайте ОМС открываем страницу советского и российского скульптора Георгия Попандопуло (1916-1992). Георгий Николаевич был блестящим художником, и, наверное, не было в нашей стране другого анималиста, который бы так хорошо, как он, знал характер, повадки и пластику парнокопытных животных.
Но, помимо этого, Георгий Николаевич был замечательным человеком и педагогом. О том, как он помогал студентам Строгановки и принимал у молодых художников работы на комбинате, рассказывает знаменитый скульптор Леонид Соков (1941-2018).
- Оленей делал великий скульптор Попандопуло. Если по Золотому кольцу едешь, там они стоят — гордые, как на параде, только без медалей.
Как-то у меня на комбинате не принимали очередного козла и говорят: «Пусть решит Попандопуло». Я не знал тогда, кто это. Он вызвал меня к себе в мастерскую. Я приехал. Мастерская абсолютно пустая, только одна стена — рога разных животных. Целая стена. Он такой серьезный человек греческого вида, лысый. И первое, что он сделал, — не стал расспрашивать про мои эстетические воззрения, — он спросил, указывая на стену с рогами: «Это кто?» Я говорю: «Это теке».
- А теке — это кто?
- Теке — это разновидность антилопы. Потом: «Это кто?» — «Это тур кавказский». — «А это кто?» Устроил экзамен по рогам. И я все ему ответил, без запинки. Я тогда все это знал наизусть. Ну, он совершенно обалдел: «Поедемте». Приехал и мою скульптуру тут же принял. Понял, что нарвался на своего. Потом, когда я окончил институт, я стал этих козлов лепить. Тут уж я был специалистом.
А вот еще одно воспоминание Леонида Сокова:
- После окончания Строгановки мне дали первый заказ — на парковую скульптуру «Козел». Я тогда увлекался замечательными скульпторами XIX века Пименовым и Демут-Малиновским, часто работавшими в соавторстве.
Одна из монументальных скульптур Демут-Малиновского — быки, которые тогда стояли перед мясными бойнями в Санкт-Петербурге. У этих быков, как колокола в арке, висели между ног огромные яйца. Я повесил такие же «колокола» моему козлу и считал это удачной «художественной находкой».
Пришел худсовет. Мужчины серьезно обсуждали, дамы хихикали, я наивно ничего не понимал. Мой первый заказ не приняли. Секретарь худсовета посоветовала пригласить тогдашнего знаменитого анималиста Георгия Попандопуло.
Тот сразу понял «пластическую ошибку» молодого дарования. Когда я развернул клеенку на скульптуре козла, он сразу взялся левой рукой за яйца, а в правую набрал жидкой глины. Потом вопросительно посмотрел на меня — я не понял, пожал плечами. Попандопуло дернул вниз: «А здесь может быть шерсть», — и правой рукой лихо замазал образовавшееся пустое место жидкой глиной. После он доложил в худсовет, что работа им принята».
(Из интервью Леонида Сокова изданиям «The Art Newspaper Russia» и «АРТГИД»)