На сайте ОМС создана страница скульптора Владимира Циммерлинга (1931-2017). Открывает ее искусствовед Катерина Шмакова.
Для меня, профессионала, десятилетия занимавшегося современной скульптурой, принимавшего участие вместе с Л.В. Марц в формировании собрания скульптуры второй половины ХХ века в Третьяковской галерее, знакомство с творчеством Владимира Циммерлинга стало интереснейшим открытием. С сообществом московских скульпторов я была всегда тесно связана. Сначала - через своих родителей, потом профессионально. Постепенно сформировался некий «ландшафт» с руслами скульптурных течений. Так сложилось, что, интересный и целостный по своей творческой концепции, Владимир Циммерлинг не часто встречается в этих руслах. Представитель поколения шестидесятых, скульптор избрал очень индивидуальный и обособленный стилистический путь в скульптуре.
Манифестом изобразительного искусства с шестидесятых годов ХХ века было преодоление стилистики так называемого «сталинского ампира» с его мажорной многословностью и пышной «красотой» повествовательности. Принципу «отражения жизни в формах самой жизни», «шестидесятники» противопоставили творческую свободу трансформации реальности. Произведения оцениваются исходя из своей художественной сути. Она, в свою очередь, характерна не столько формой, сколько заключенным в ней смыслом. Чем он более глубок и обширен, тем состоятельнее произведение искусства. Огромную роль играли поиски динамичности, лаконизма, простоты, обобщенности при яркой эмоциональности и остроте самого характерного. Появились новая типология образности, новые художественные структуры внутри изобразительной системы, постоянно меняющие ее смысл изнутри. Тогда же появились так называемые художники-диссиденты и художники-философы, во многом обгонявшие время.
Владимир Циммерлинг ― художник, философски сформировавшийся в шестидесятых годах, остро ощутивший всю сложность происходящих процессов в искусстве тех лет. Наряду со скульптурой, увлекаясь литературой и поэзией, музыкой и театром, художник имел профессиональную подготовку в области филологии и философии. В свете свойственных Циммерлингу сложной системы художественного миропонимания и интеллектуальной широты, становится понятным его стремление уйти и от набиравшей тогда популярность, суровой героизации образа, и от повествовательной лирики искусства середины ХХ века.
«Я задумывался над проблемами сложной пластической образности», ― говорит мастер. Не случайно, окончив в 1950 году Московскую художественную школу, будущий скульптор выбрал для дальнейшего обучения мастерскую классика европейского авангарда, скульптора Т.Э. Залькална в Латвийской академии художеств. Особое мироощущение, мировосприятие скульптора есть результат того, что Владимир Циммерлинг — художник-философ, глубоко и разносторонне мыслящий. Философский анализ поэтического и литературного наследия Мандельштама, Гете и Музиля, внутренняя интеллектуальная полемика с М. Монтенем и А.Ф. Лосевым, наконец, изучение античности, позволяют ему свободно владеть литературным и философским словом. Глубокое изучение философской мысли позволяет скульптору не только свободно в ней ориентироваться, но и отдавать предпочтения: В.Ц. Канта ―Гегелю, а Платона ―Аристотелю. Как результат, высокая культура мышления явилась основой, фундаментом его творчества. И это так же стало его отличительной чертой, формирующей стиль.
Являясь несколько обособленным явлением, как творческая личность, в русской скульптуре второй половины ХХ века Владимир Циммерлинг оставил великолепное пластическое наследие для следующих поколений. Оно еще не изучено, не охвачен весь могучий философский потенциал скульптора.
Катерина ШМАКОВА