НОВОГОДНИЙ АРЕСТ РАБИНОВИЧА

Традиционная елка в Строгановке была любимым праздником студентов. Готовили цыганщину с переодеваниями и песнями. Но были и неприятные традиции. Так, двери для посещения очень рано закрывались, организовывалась борьба с опоздавшими. Возглавляла эту борьбу партийная организация с военной кафедрой.

В этот вечер мы всем курсом посещали мастерскую на Масловке Саула Львовича Рабиновича, нашего преподавателя. Это был маленький домик с палисадником и бетонной скульптурой Всадника в стиле Бурделя. С нами была и Ирина Евгеньевна Данилова – специалист по западному искусству.

Вечер затянулся в разговорах о европейском искусстве, чередуясь с новогодними тостами. Наконец, мы вспомнили про елку в Строгановке. Был морозный вечер, снежные сугробы искрились под фонарями. На улице почти не было прохожих и грузовиков, тихо. Настроение было веселое и боевое. Дверь в Строгановку была закрыта. Но на этот случай мы заранее попросили студента Жуковского открыть окошко в туалете.

Узкая тропинка вела к этому окошку среди глубокого снега. Когда же мы подошли к намеченной цели, вместо Жуковского выскочил подполковник с военной кафедры. Кто-то крикнул: ложись. Все на секунду залегли , а потом дружно разбежались в разные стороны. Остался лежать на спине только Рабинович. Он смешно и беспомощно поднимал то ноги, то палку, безнадежно ища опору, чтобы встать в рыхлый снег. Подполковник помог ему встать и в качестве пленного (или арестованного) привел в Строгановку. На следующий день решением директора Рабиновича выгнали из преподавателей. И впоследствии моей матери стоило больших трудов восстановить Саула на кафедре.

Это было время царствования Хрущева, когда в науке продолжали процветать идеи Лысенко, и по аналогии с наукой в искусстве были свои лысенковцы, которые боролись с влиянием лучших европейских мастеров. Анафеме предавался импрессионизм и прочие «формалисты», что вызывало у нас еще больший интерес к ним. Фото скульптур Майоля продавали из-под полы. А.Т. Матвеев был уже отовсюду изгнан.

На этом фоне разговоры Саула о французской скульптуре имели особенную ценность. Особенно высоко он ценил Деспио и Матвеева, как бы сравнивая их общую творческую направленность на углубленное понимание натуры в противовес всем видам стилизации и ремесленничества даже у талантливых авторов. «Это не скульпторы, а какие-то деловые люди», - так говорил Саул.

Многое я начал понимать только сейчас, в 90-е годы, когда увидел последние работы Саула, его пластику и рисунки. Работ у Саула было мало. Это «Игра в мяч», портреты Пушкина, и больше я не помню его произведений тех лет.

Но под занавес жизни он сумел осуществить свои пластические взгляды, сумел создать этот сплав Дестио и Матвеева. И совершенно свободный от всяких забот, притворства, рыночности, продажности, благополучия – он делает серию этюдов обнаженной модели.

Кажется, в этой теме уже все сказано, все скульпторы мира сломали себе зубы на этой теме. Но он сумел именно пластической культурой, объемным видением, пониманием формы и взаимоотношением форм внутри фигуры достичь очень больших высот. Именно Матвеевское скульптурное видение стало качеством скульптур Саула. Это сродни гармонии в музыке, и далеко не все это понимают.

Александр БЕЛАШОВ, 1990-е

Объединение московских скульпторов благодарит А.А. Белашова за помощь в создании страницы.

Саул Рабинович. ''Обнаженная'', 1980-е.Бронза, 85х23х41 см.Московский музей современного искусстваСаул Рабинович. ''Обнаженная'', 1980-е.
Бронза, 85х23х41 см.
Московский музей современного искусства

Саул Рабинович. ''Сидящая'', 1987.Бронза, 51х22х32 см.Дом-музей Германа БрахертаСаул Рабинович. ''Сидящая'', 1987.
Бронза, 51х22х32 см.
Дом-музей Германа Брахерта

Саул Рабинович. ''Стоящая обнаженная'', 1978.Бронза, 43х17х11 см.Московский музей современного искусстваСаул Рабинович. ''Стоящая обнаженная'', 1978.
Бронза, 43х17х11 см.
Московский музей современного искусства

Саул Рабинович. ''Стоящая'', 1981.Бронза, 70х19х29 см.Дом-музей Германа БрахертаСаул Рабинович. ''Стоящая'', 1981.
Бронза, 70х19х29 см.
Дом-музей Германа Брахерта

 

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск