Previous Next

ПАВЕЛ ШИМЕС. СНЫ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Наш коллега известный московский скульптор Людмила Богуславская была большим другом семьи Павла Шимеса. Не раз гостила у него в доме в Германии, где он жил с 1997 года. Мы попросили Людмилу Александровну рассказать об этом замечательном художнике и человеке.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

 

Павел Моисеевич Шимес (1930-2019).

Трудно представить мир без этого благородного, красивого, талантливого человека.

Все, что он делал, скульптуру ли, рисунки, стихи – все наполняло его жизнь непрерывным счастьем творчества одухотворенной личности, художника, который был «равен самому себе». (В. Мейланд)

Павел Шимес родился в 1930 году в Москве.

В 1954-м окончил факультет монументально-декоративной скульптуры МВХПУ (б. Строгановское училище), где его учителями были Г.А. Шульц и Г.И. Мотовилов.

Почти сразу же стал выставляться.

В разных городах и республиках России его руками было создано множество декоративно-монументальных произведений, в которых часто присутствует театральность, как праздничная, так и трагическая.

Знаковые работы Шимеса – «Часы» для Центрального театра кукол в Москве, созданная им в 1970 году (к выполнению которой был привлечен Д. Шаховской), памятник павшим воинам в Узбекистане, надгробие А. Тышлеру, многие станковые произведения, такие как «Маскарад», «Дорога», «Это я, Господи!», «Фома неверующий», «Троянский конь» и другие.

Ирония, поэтичность, самоограничение в выборе пластических средств, связь с архитектурой и одновременно с народной русской игрушкой определили особенность художественного мышления Шимеса.

В 1979 году, участвуя в этапной выставке четырнадцати московских художников-шестидесятников, в основном скульпторов, среди многих ярких индивидуальностей Шимес занимал достойное место. Конструктивизм, духовность, стремление к простоте – безусловно объединяло его со многими ведущими мастерами того времени.

Особое место в творчестве Павла Шимеса занимали надгробия, своего рода памятники на кладбищах – экипажу «Ту-144» на Новодевичьем кладбище, режиссеру Ю. Завадскому на Ваганьковском, художнику А. Тышлеру на Кунцевском кладбище.

Последние два десятилетия П. Шимес прожил в Германии, куда забросила его судьба. И где он продолжал делать свое дело, не встраиваясь в чуждую жизнь. Не было признания, не было зрителя, но он продолжал непрерывно и упорно работать, не изменяя себе и не теряя путеводной нити своей жизни.

Жизнелюбие, светлый взгляд на мир привели к созданию новой серии конструктивных камерных композиций – легких, прозрачных «Мобилей», подвесных и не только, подвижных и неподвижных, а также аппликативных графических композиций и флюгеров.

Не забылся азарт изобретения механики знаменитых московских «Часов», которые стали символом его города.

Опять он с удовольствием придумывал разнообразную сложную систему движущихся флюгеров, указывающих силу и направление ветров и в то же время сохраняющих в непрерывном движении красоту графического силуэта.

Глядя на них, а сквозь них на пролетающих журавлей, знал, когда они отлетают и прилетают.  Ждал их.

Неожиданно пошла графика, где  появилось небо с облаками.

Где воедино слились скульптурное видение автора и его остраненный философский взгляд на мир.

«Пепелище», « Ораторы», «Песочные часы»… «Автопортрет» – с крыльями подмышкой…

Горькие, мудрые, много раз пережитые мысли.

При помощи интернета он заглядывал в любимые переулки и дворы Москвы и до конца дней видел сны о родном городе…

Людмила БОГУСЛАВСКАЯ

Страница Павла ШИМЕСА на сайте ОМС

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наши контакты

Секретарь-референт правления секции скульптуры МСХ и ОМС
Т.А. Малецкая 8 (495) 472-51-51

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск