Наш коллега известный московский скульптор Людмила Богуславская была большим другом семьи Павла Шимеса. Не раз гостила у него в доме в Германии, где он жил с 1997 года. Мы попросили Людмилу Александровну рассказать об этом замечательном художнике и человеке.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Павел Моисеевич Шимес (1930-2019).
Трудно представить мир без этого благородного, красивого, талантливого человека.
Все, что он делал, скульптуру ли, рисунки, стихи – все наполняло его жизнь непрерывным счастьем творчества одухотворенной личности, художника, который был «равен самому себе». (В. Мейланд)
Павел Шимес родился в 1930 году в Москве.
В 1954-м окончил факультет монументально-декоративной скульптуры МВХПУ (б. Строгановское училище), где его учителями были Г.А. Шульц и Г.И. Мотовилов.
Почти сразу же стал выставляться.
В разных городах и республиках России его руками было создано множество декоративно-монументальных произведений, в которых часто присутствует театральность, как праздничная, так и трагическая.
Знаковые работы Шимеса – «Часы» для Центрального театра кукол в Москве, созданная им в 1970 году (к выполнению которой был привлечен Д. Шаховской), памятник павшим воинам в Узбекистане, надгробие А. Тышлеру, многие станковые произведения, такие как «Маскарад», «Дорога», «Это я, Господи!», «Фома неверующий», «Троянский конь» и другие.
Ирония, поэтичность, самоограничение в выборе пластических средств, связь с архитектурой и одновременно с народной русской игрушкой определили особенность художественного мышления Шимеса.
В 1979 году, участвуя в этапной выставке четырнадцати московских художников-шестидесятников, в основном скульпторов, среди многих ярких индивидуальностей Шимес занимал достойное место. Конструктивизм, духовность, стремление к простоте – безусловно объединяло его со многими ведущими мастерами того времени.
Особое место в творчестве Павла Шимеса занимали надгробия, своего рода памятники на кладбищах – экипажу «Ту-144» на Новодевичьем кладбище, режиссеру Ю. Завадскому на Ваганьковском, художнику А. Тышлеру на Кунцевском кладбище.
Последние два десятилетия П. Шимес прожил в Германии, куда забросила его судьба. И где он продолжал делать свое дело, не встраиваясь в чуждую жизнь. Не было признания, не было зрителя, но он продолжал непрерывно и упорно работать, не изменяя себе и не теряя путеводной нити своей жизни.
Жизнелюбие, светлый взгляд на мир привели к созданию новой серии конструктивных камерных композиций – легких, прозрачных «Мобилей», подвесных и не только, подвижных и неподвижных, а также аппликативных графических композиций и флюгеров.
Не забылся азарт изобретения механики знаменитых московских «Часов», которые стали символом его города.
Опять он с удовольствием придумывал разнообразную сложную систему движущихся флюгеров, указывающих силу и направление ветров и в то же время сохраняющих в непрерывном движении красоту графического силуэта.
Глядя на них, а сквозь них на пролетающих журавлей, знал, когда они отлетают и прилетают. Ждал их.
Неожиданно пошла графика, где появилось небо с облаками.
Где воедино слились скульптурное видение автора и его остраненный философский взгляд на мир.
«Пепелище», « Ораторы», «Песочные часы»… «Автопортрет» – с крыльями подмышкой…
Горькие, мудрые, много раз пережитые мысли.
При помощи интернета он заглядывал в любимые переулки и дворы Москвы и до конца дней видел сны о родном городе…
Страница Павла ШИМЕСА на сайте ОМС