В семье Сергея Меркурова существует такое предание.
Однажды, закончив очередной гигантский памятник И.В. Сталину, скульптор задумался, что ему делать с оставшимся трехметровым эскизом из гипса. По-хорошему, конечно, долбануть бы изо всех сил Вождя по башке кувалдой, чтоб развалился на части, собрать черепки в мешки да снести на помойку.
Но… как это, Вождю по башке? А если кто увидит? И донесет куда следует?
Вот что придумал скульптор. Перед самой установкой монумента он приехал на место и попросил монтажников опустить гипсовый эскиз в ногу Сталина, благо он там свободно помещался. Всем присутствующим свой план Сергей Меркуров объяснил так. Ну да, монумент сделан из хорошего бетона, лет 100-150, безусловно, простоит. Но потом все равно начнет разрушаться и придется его демонтировать. Вот тут-то нашим далеким потомкам и пригодится спрятанная модель: достанут ее и по ней вновь и без особых усилий восстановят-воздвигнут точно такой же памятник – во славу и бессмертие Отца всех народов…
Без кувалд, а в большинстве случаев – экскаваторов дело, как известно, все равно не обошлось. Потому что с конца 1950-х годов, после ХХ съезда Коммунистической партии Советского Союза, на котором решительно осудили культ личности Сталина, памятники Иосифу Виссарионовичу начали стирать с лица земли во всех городах страны.
Надо было это делать? Надо – считает И. Меркурова, внучка скульптора. Но все же некоторые монументы стоило бы сохранить. И вот почему.
- С 1960-х годов имя скульптора Меркурова редко упоминается... по другой причине — как автора памятников И.В. Сталину. К их числу относились такие особенно известные, как монумент на канале Москва — Волга, на ВСХВ, памятник Победы в Ереване, статуя для Нью-Йоркской выставки, перед зданием Третьяковской галереи.
После XX съезда партии, когда был разоблачен культ личности Сталина, начавшаяся переоценка деятельности «вождя» выразилась также в разрушении его изображений. Это была естественная реакция, приведшая к действиям решительным, но, может быть, и не самым радикальным. Ведь уничтожение произведений искусства, изображающих Сталина, совершается значительно проще и быстрее, чем уничтожение культа личности и его последствий, что и доказали последующие годы.
Вполне понимая серьезность положения и меру ответственности, хотелось бы тем не менее изложить свою точку зрения по этому поводу.
Не вдаваясь в глубины истории человечества (которая изобилует примерами разрушения памятников искусства при смене религий, формаций или правительств, о чем горестно сожалеют потомки), напомним декрет СНК[1] «О памятниках республики» от 12 апреля 1918 г., где в п. I говорилось, что «памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны (курсив наш. — И. М.), подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью утилитарному использованию».
Благодаря этому после победы Великой Октябрьской социалистической революции были сохранены не только памятники Петру I Растрелли и Фальконе, Николаю I Клодта, Екатерине II Микешина, но и гораздо более близкий по времени памятник Александру III П. Трубецкого (перенесенный во двор Русского музея).
Памятники Сталину необходимо было убрать из общественных мест, но все же нужно было сохранить наиболее интересные в художественном отношении. Думается, что любое значительное произведение искусства является также и документом своего времени.
Кроме того, художественные достоинства произведений искусства наивно связывать с личностью модели. В этом случае нам пришлось бы отринуть огромную часть наследия прошлого.
В 1930–1940-е годы С. Д. Меркуров был ведущим скульптором-монументалистом, и, естественно, его не могли обойти главные заказы времени — заказы памятников Сталину. Статуи, картины, графические листы Сталинианы создавались прижизненно в огромных количествах.
Людям, не жившим в те времена, не только трудно, а просто невозможно понять психологию масс той поры: всеобщее преклонение перед лидером народа, «великим зодчим», «величайшим из великих», «славнейшим из славных полководцев».
Внешний стиль эпохи, создававшийся и насаждавшийся годами, ставший обязательным, исподволь формировал и стиль мышления.
В частной жизни, как и в искусстве, поведение Меркурова в те годы было также неординарным. Пользуясь положением обласканного властями художника, он оказывал действенную помощь нуждающимся, а их было много. Помогал деньгами, продуктами, вступался, просил. Ему многое сходило с рук, но риск всегда был велик.
По отношению к коллегам-художникам он мог быть очень резким в критике, если видел халтуру или безграмотность, но никогда не навешивал политических ярлыков. Начинающим скульпторам помогал всячески и щедро делился секретами мастерства.
В публичных выступлениях и особенно в своей книге «Записки скульптора» он, отдавая дань общему стилю времени, безудержно славит «великого вождя». В творчестве же Сергей Дмитриевич всегда оставался самим собой.
Его понимание Сталина может быть определено словами Константина Симонова — «...человек великий и страшный». Осознанно или интуитивно, но оно выражается во всех памятниках, бюстах и рельефах Сталина, которые сделал Меркуров.
Ни в одном изображении Сталин не улыбается. У него замкнутое, всегда хмурое, даже жестокое лицо диктатора (статуя Сталина для Нью-Йоркской выставки). Фигура, облаченная в шинель, кажется особенно массивной и неподвижной, скупая проработка деталей, суровая мощь гранита, большие масштабы произведений (особенно памятника на ВСХВ) производят впечатление подавляющей силы. В последнем монументе это ощущается особенно остро, и из-за соотношения постамента и фигуры, значительно его превышающей.
Сейчас, с расстояния лет, на новом уровне знания событий истории, иного отношения к прошлому, мы видим и в этих монументах художественный эквивалент эпохи культа личности Сталина — более выразительный и информативный, чем многие другие свидетельства. В этом их историческая и художественная ценность, так как истинное произведение искусства включает в себя неизмеримо больше непосредственной временной конкретики. И если сохранится хоть одно из них, то последующие поколения будут видеть 1930–1940-е годы также и через призму образа, созданного Меркуровым.
И. Г. МЕРКУРОВА
(Текст из книги «Сергей Дмитриевич Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012)
[1] Совет Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) — высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти — правительство Советского государства в 1917-1946 годах (Прим. сайта ОМС).