СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ. ДВОРЕЦ СОВЕТОВ

Одним из самых грандиозных и неосуществленных проектов сталинской России был Дворец Советов в Москве, который решили возвести на месте взорванного в 1931 году Храма Христа Спасителя.

После многочисленных конкурсов, проводившихся в 1930-х годах, советское руководство остановилось на проекте архитекторов Бориса Иофана, Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Венчать 415-метровый Дворец должна была циклопических размеров фигура Ленина из красной меди, высотой 100 метров! Выполнить ее поручили Сергею Меркурову.

- Величайшее счастье — создание фигуры Ильича — выпало на мою долю, и лелеемая долгие годы мечта осуществилась, - писал в статье «Памятник гению», опубликованной в «Известиях», Сергей Меркуров.

На пути к «мечте» скульптора поджидали серьезные препятствия, и прежде всего - зависть многочисленных конкурентов, открыто заявлявших, что Меркуров не справится с грандиозной задачей. «Травля», по словам скульптора, началась уже на пленуме Союза архитекторов в 1938 году, где Меркурова обвинили в том, что он "не призвал себе на помощь технику и науку", а в "его бригаде царит первобытная кустарщина и мастеровщина". Затем стали публиковаться явно инспирированные «письма трудящихся».

Так, некто Домашев, рабочий-электрик, поучал Меркурова «отношениям тонов в скульптуре» и рассуждал о «пропорциях статуи Ильича». За всеми этими нападками, как сообщил Сергей Меркуров в письме К.Е. Ворошилову, «я вижу уши скульптора-конкурента или «пристрастного» искусствоведа».

Впрочем, зависть, «злопыхательство», интриги и тому подобные вещи не так интересны профессиональному сообществу, которое с подобными явлениями сталкивалось всегда. Гораздо интереснее другое: а как вообще собирались соорудить 100-метровую скульптуру на 300-метровом здании-постаменте? С технической, кадровой, скульптурной и архитектурной точек зрения? Какова была «технология процесса», ведь аналогов «Дворца Советов» не было тогда ни в СССР, ни в других странах мира.

На все эти вопросы скульптор Сергей Меркуров ответил в своей статье «Памятник гению» и в письме на имя Климента Ворошилова, которые мы сегодня публикуем.

 

ПАМЯТНИК ГЕНИЮ

<...> Вопрос о фигуре Ильича на Дворце Советов не застал меня врасплох. С конца 1931 года, после опубликования постановления правительства о создании Дворца Советов, моя мысль непрестанно работала над разрешением этой задачи. Грандиозный размах завлекал всех, в том числе, конечно, и меня. Мне было ясно, что это будет кульминационной точкой в деятельности того скульптора, которому поручат создание фигуры.

С этих пор я у себя в мастерской, совместно с моими сотрудниками, в течение пяти лет возвращаюсь к этой теме: к эскизам фигуры Ильича для Дворца Советов.

И вот в конце 1936 года мне в числе других скульпторов было предложено участвовать в конкурсе.

Постановление правительства гласило: здание Дворца Советов должно служить постаментом для фигуры В.И. Ленина.

Бесконечное количество эскизов фигуры в разных позах в масштабе 75 метров, будучи поставлено на гипсовую модель Дворца, имело какую-то порочность: они не удовлетворяли нас. Долгие ночи я проводил над проектом и не мог найти, в чем ошибка. И вот однажды мне вспомнились слова, сказанные мне одним профессором[1]: «Помни, что скульптура — искусство форм, объемов и, следовательно, в этом искусстве проблема величины играет громадную роль».

Мне сразу стало ясно, в чем ошибка. Масштаб фигуры в 75 метров по отношению к зданию дворца — вот в чем дело. И на следующий день сотрудникам было дано задание: пойти по другому пути — изменить величину.

Из трех сделанных новых эскизов в 90, 100 и 110 метров наиболее гармоничным, убедительным оказался 100-метровый. И слова правительства облеклись в плоть и кровь: здание не должно быть увенчано фигурой Ленина, а, наоборот, оно должно служить постаментом для фигуры. И сама поза фигуры в этом масштабе заговорила совсем по-другому.

Затем встал вопрос о том, может ли такая колоссальная фигура держаться на двух опорах (ногах) без подсобной третьей точки. Анализ этих моментов дал ответ: можно обойтись без третьей точки.

Проблема была решена.

Образ, простой, энергичный, устремленный вперед, четкий, ясный и всем понятный, был найден.

Макет Дворца Советов в Москве, 1936. Гипс.Фото из книги: ''С.Д. Меркуров. Воспоминания...'',М., Kremlin Multimedia, 2012Макет Дворца Советов в Москве, 1936. Гипс.
Фото из книги: ''С.Д. Меркуров. Воспоминания...'',
М., Kremlin Multimedia, 2012

В марте 1937 г. из представленных 25 эскизов был утвержден мой. Величайшее счастье — создание фигуры Ильича — выпало на мою долю, и лелеемая долгие годы мечта осуществилась.

Дальнейшая работа шла совместно с архитекторами по окончательному согласованию: органически связать, слить фигуру с архитектурой здания.

По мере увеличения формы приходится до известного предела отбрасывать детали. Перейдя определенную границу увеличения, детали делаются снова необходимыми. Об этом свидетельствуют колоссальные статуи Египта и Индии.

Далее, так как статуя должна стоять высоко над зданием и проектироваться на фоне неба, то вопросы силуэта будут иметь первостепенное значение. Не контура, а всего  силуэта, — то, что французы называют словом «валер», т. е. отношение темного пространства, заключенного в контур, к фону неба. Самый силуэт должен быть не вырезанным, как фанера, сухим контуром, но органически живым и связанным с фоном неба, должен быть скульптурным.

Целый ряд вопросов заставляет нас подходить к работе весьма осторожно. Нам придется вылепить модели в 1 метр, 2½, 5, 10 и 20 метров, а не просто механически увеличивать. 20-метровую модель можно еще охватить на небольшом расстоянии простым зрением, и поэтому она нам позволит внести много корректив в изменение форм. Мы сможем придать ей еще большую характерность, окончательно установить силуэты и, наконец, определить сорт металла: нержавеющая сталь или другой металл.

Чтобы иметь реальное представление о размерах стометровой фигуры, приведу несколько цифр: указательный палец руки  - 4 метра, голова - высота 14 метров, размах в плечах -32 метра, ступня - 14 метров и т. д. Другими словами, высота статуи равна высоте 30-этажного дома, голова  - 4-этажного дома.

Мы уверены, что в 1942 году статуя В.И. Ленина будет воздвигнута на здании Дворца Советов, и образ величайшего из величайших гениев человечества засветит в веках[2].

Сергей МЕРКУРОВ, «Известия», 21 января 1938 года

 

К. Е. ВОРОШИЛОВУ

Москва, 8 августа 1940 года

Глубокоуважаемый Климент Ефремович[3]!

Отвечаю Вам согласно Вашего желания по поводу письма рабочего Домашева[4].

Мое письмо будет длинное. Вопрос принципиальный.

Это будет моим отчетом Вам и Правительству.

В конце я остановлюсь на «письмах» по поводу работы статуи.

Когда мне было поручено выполнение статуи Владимира Ильича на основе утвержденного эскиза, я приступил к работе. Я знал и сознавал, какую огромную работу мне поручили, какую огромную ответственность я несу перед Партией, Правительством, Народом и Историей.

Каждый шаг, каждое мое действие, каждая мысль проникнуты сознанием этой ответственности. Приступая к работе, я спросил себя, есть ли у меня силы, знания и опыт для выполнения этой исторической задачи.

Какой у меня актив?

1) Мюнхенская Академия художеств (окончил в 1905 г.).

2) 35-летняя практика в области скульптуры (начиная с 1902 г.). Кроме Академии в Мюнхене слушал лекции по философии и др. дисциплинам в Цюрихе, Гейдельберге, в Париже и позднее в Московском археологическом институте (все это я пишу для того, чтобы Вам было ясно дальнейшее изложение).

3) Кроме творческой деятельности я, в поисках заработка, должен был заняться техникой скульптуры (ремеслом). Мне известно литейное дело, высекаю из камня, знаю чеканное дело, формовочное и др. Одним словом, практическую и организационную сторону самого производства.

Теперь о самой работе над статуей.

Приступая к работе, я составил план работ и график. К этому времени у меня уже была организована бригада (20 человек). Домашев пишет: «Недостаточно уповать лишь на талант скульптора М. и его мало кому известных помощников», а между тем я с моими «мало кому известными помощниками» выполнил такие ответственные работы, как монументы товарищей Ленина и Сталина на канале Москва — Волга. При постройке монументов мы развернули работу бригады, увеличив количество работающих до 5000 человек, что дало нам возможность в 3 месяца сделать два монумента  (на один монумент товарища Сталина ушло 24 поезда гранита), тогда как такой же монумент (на 2 метра ниже) Бисмарку в Германии строился около 5-ти лет.

С этими же помощниками выполнено: 3 гранитные  статуи товарищей Ленина и Сталина для Нью-Йоркской выставки (они признаны лучшими работами на всей выставке), громадные рельефы т. т. Ленина и Сталина на пилонах — там же. Гранитная статуя т. Ленина для здания Верховного Совета в Кремле. Монумент т. Сталина на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и много других работ последних лет.

Продолжаю о статуе. Нужны были теоретические данные и научная разработка всех проблем, связанных с работой статуи. В основу всего положен главный закон скульптуры, ее золотой закон. Он гласит: каждая величина в скульптуре должна иметь свою форму.

Так как голова будущей статуи имеет величину и высоту пятиэтажного дома, ступня ноги — 14 метров, сама нога — башня 45-ти метров, то ясно, что здесь скульптура переходит в архитектуру.

И работы были развернуты согласно этого основного закона. Далее, все время имеется в виду органическая связь архитектуры и скульптуры — одно вытекает из другого.

В связи с этим положением планомерная работа началась с первых дней совместно с авторами здания (тов. Иофаном, Щуко и Гельфрейхом). Было сделано около 35–40 дополнительных эскизов к основному, утвержденному Вами.

Далее, был собран весь материал об Ильиче — фото, кино, рисунки, скульптура (где бы, когда бы, кем бы это ни делалось), платья, головные уборы, воспоминания и рассказы друзей, современников. Лично я знаю Владимира Ильича с 1902 г. в Швейцарии и с 1918 г. в Москве.

Далее, маска и мои бюсты и фигуры с 1924 г.

Много мне помогали указания Надежды Константиновны и Марии Ильиничны.

Весь этот материал в моем распоряжении, и пользуюсь я им не на словах (как пишет Домашев), а на деле.

Сделано несколько обнаженных, анатомически правильных фигур, которые одевались уже потом, т. к. они служили для лепки костюма (т. ч. упоминаемый костюм не может неправильно облегать фигуры).

Таким образом в течение 3-х лет собирался ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ материал для лепки окончательной статуи.

Со мной работает громадный научно-исследовательский коллектив Дворца Советов по вопросам света, электричества, стоков воды, материалов, коррозии и др.

Работают также различные исследовательские институты, проводятся научные конференции; недавно была конференция с такими нашими светилами, как академики Галеркин, Бардин и др.

Моя мастерская всегда открыта для всех желающих ознакомиться с работами. Часто мне приходится советоваться не только со скульпторами, но и с художниками, архитекторами, критиками и др.

Очень часто у меня бывает Александр Герасимов (он в курсе дела всей работы с первых дней), приезжает ко мне директор Киевской Академии художник Ф. Кричевский, народный скульптор Грузии Николадзе, Игорь Грабарь, скульпторы из БССР[5], писатели (целые конференции со всех концов Союза), экскурсии рабочих с заводов и др. Не говоря уже о громадной поддержке и исключительном внимании начальника строительства Дворца Советов А.Н. Прокофьева, архитекторов Иофана, Гельфрейха, Красина и всего коллектива строительства. Так что я не один и никогда не собирался работать один.

Нами проведены работы по ракурсам: с какой точки Москвы и как будет видна статуя; также взяты критические точки.

Проверяется буквально все.

Работа идет нормально, планомерно. Проведены экспериментальные работы по металлу (они еще продолжаются). Я лично стою за красную медь, покрытую электроном (одна часть золота, две части серебра — старый испытанный тысячелетиями сплав).

К 4 августа 1940 г. работы находятся в следующем состоянии: сделано:

около 40 эскизов по 50 см.

3 обнаженные фигуры по 2 метра.

3 обнаженные фигуры по 1 метру.

15 фигур по 1 метру.

4 фигуры подготовительные по 2 метра.

15 голов разной величины, начиная от натуральной, кончая головой для 10-метровой статуи.

Закончена экспериментальная голова из красной меди для статуи величиной в 10 метров.

Кисти рук для 2-, 5-, 10-метровых статуй.

Сделан каркас уха для 100-метровой статуи (величина каркаса уха 5 метров).

Выработаны образцы основного металлического каркаса. Сейчас заканчиваем окончательную модель в 2 метра и через месяц в 5 метров.

Когда на днях будет оборудована мастерская в бывшем польском костеле в Грузинах[6], приступим к 10-метровой статуе. В моей работе я встречал исключительно внимательное отношение со стороны Правительства. Я бесконечно благодарен за особенное теплое ко мне отношение Никиты Сергеевича Хрущева[7].

Очень много получаю замечательных писем со всех концов Союза. Народ горячо реагирует на эту работу.

Однако кроме людей, которые действительно хорошо относятся к работе, есть люди, которые заинтересованы в том, чтобы сорвать ее и не дать мне работать.

С первых дней, когда мне была поручена эта работа, эти люди создают атмосферу лжи, клеветы, злопыхательства и прибегают к моральной травле.

Так, на пленуме Союза архитекторов в 1939 г. критиковали то, чего вообще не видели, т. к. законченной фигуры там не было, а поставлена была на макет Дворца одна из экспериментальных случайных моделей. Повторяю, что я только на днях закончил как метровую, так и 2-метровую статуи. Результатом этой травли было: меня свезли в больницу с сердечным припадком, и я, пролежав 2 месяца, еле-еле выжил.

Не могу и тут не упомянуть Никиту Сергеевича: был его трогательный звонок по телефону со словами, заботливо подбадривающими, чтобы я не волновался и продолжал спокойно свою работу: «ибо мы за твоей спиной».

Иногда прибегают к письмам вроде рабочего  Домашева, как он пишет, «рабочий завода Электрик № 1015». Письмо, характерное от начала и до конца, как и сам Домашев, поучающий меня элементарным вещам, а иногда и очень сложным проблемам скульптуры. Это было бы равносильно моему поучению профессора Бурденко в вопросах операции мозга.

Я всегда готов выслушивать настоящую критику, направленную на пользу дела, с каковой мне приходится сталкиваться при указаниях Иофана, Гельфрейха, Герасимова, Грабаря, экскурсиях рабочих, приходящих ко мне в мастерскую, где можно видеть самые работы, но когда Домашев поучает меня отношениям тонов (!) в скульптуре или говорит о пропорциях статуи Ильича в 6¾ голов и др.?

Тут кстати сказать, что проведенная нами громадная опытная работа показала, что пропорции здания Дворца Советов не допускают этого соотношения. Так я продолжаю: когда Домашева, судящего о всей работе только по газетным снимкам или макетным эскизам, беспокоят все эти проблемы, тогда из-за плеч Домашева я вижу уши скульптора-конкурента или «пристрастного» искусствоведа, а может быть, и кое-что другое. А если это не так, то я очень рад видеть Домашева у себя в мастерской. Быть может, завод «Электрик» временно откомандирует его ко мне, и, если он действительно обладает такими знаниями в области скульптуры, он может дать мне ценную консультацию по созданию статуи В. И. Ленина.

Повторяю: я с удовольствием принимаю здоровую критику, но когда начинаются личные выпады против меня, тогда нарушается мое душевное равновесие, и это заставляет меня просить Вас помочь мне создать спокойную атмосферу для работы. Лучше всего, раз Вы уже подошли к этому делу, я очень просил бы Вас и Вячеслава Михайловича (Молотова. - прим. сайта ОМС), который давно уже собирается к нам в мастерскую, приехать и осмотреть состояние наших работ или же принять меня для более подробного личного доклада<...>.

Ваш С. МЕРКУРОВ

(Публикации по книге: «С.Д. Меркуров. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. Суждения современников». Москва, Kremlin Multimedia, 2012)

[1] Имеется в виду профессор Адольф фон Хильдебранд.

[2] Все работы по проекту «Дворец Советов» окончательно были прекращены в 1948 году.

[3] На момент написания письма К.Е. Ворошилов являлся заместителем председателя Совета народных комиссаров СССР, председателем Комитета обороны при СНК СССР, членом Политбюро ЦК ВКП(б) (прим. сайта ОМС).

[4] В письме Домашева ставились под сомнение правильность организации работ и возможность С.Д. Меркурова выполнить статую В.И. Ленина для Дворца Советов на высоком профессиональном уровне. В те годы в художественной среде говорили, что письмо написано «одним известным скульптором».

[5] Белорусская Советская Социалистическая Республика (прим. сайта ОМС).

[6] Ныне действующий католический Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице в Москве. Закрыт в 1938 году. 

[7] В 1935-1938 годах Н.С. Хрущев возглавлял Московский городской комитет ВКП(б).

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск