В своих дневниках художник Владимир Тишин (1963-2015) размышляет не только о времени, судьбе и жизни, предназначении творца и его месте в обществе. Многие записи он посвящает самой скульптуре, считая ее "видом духовной деятельности" человека. Сайт ОМС публикует несколько отрывков из дневников Владимира Тишина, которые свидетельствуют об его особом, неординарном подходе к той профессии, которой он посвятил всю свою жизнь.
Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина
Мне было около пяти лет. Я нашел на улице кусок засохшей зеленоватой глины, напоминавший немного сплющенную половинку мячика. И, сидя во дворе на скамеечке, стал щепкой или каким-то старым гвоздем ковырять его. Появился нос, глаза. Кто-то из моих приятелей или просто детей, гуляющих тут же, спросил, что это и зачем я делаю. Ни минуты не рассуждая, я сказал, что делаю портрет, потому что буду скульптором.
Откуда это пришло тогда ко мне? Среди моих ближайших родственников и окружения семьи не было скульпторов! Откуда я знал само это слово и чем занимается скульптор?! Да и сама глина...
Потом я забыл этот эпизод и вспомнил случайно, когда мне уже было около сорока, и я давно занимался скульптурой.
Неужели это было какое-то провидение, и то слово определило мой выбор?
Я БЫЛ СЧАСТЛИВ…
В детстве даже не задумываешься о счастье. Почему так? Наверное, потому что ты в нем постоянно живешь. Все живы, все рядом: мама, папа, бабушка, сестра. Ты можешь заниматься чем хочешь, играть, не думая о времени. Каждый день кажется солнечным. Конечно, иногда случаются разбитые коленки, обиды. Но это не несчастье, к тому же всё очень быстро проходит. Это самое полное счастье, ты любишь всех, и тебя любят все. Пожалуй, что-то близкое по ощущению полноты счастья я испытывал уже позже во снах. И эти сны я помню всегда: ощущение тепла, полета, когда твою грудь распирает от радости жизни.
Я был счастлив в Строгановке от ощущения, что я занимаюсь любимым делом. Наши поездки на «халтуры» в летние каникулы!..
Я был счастлив, когда рождались мои дети, а после и внук.
Место, которое дало мне очень много, где я был многократно и по разным поводам счастлив, - Переславль-Залесский. Дом творчества, ночные гуляния по зимнему городу, где дома сказочно пряничные!!! Любовь, желтые от одуванчиков холмы, монастыри, свой дом, озеро! Было еще несколько встреч и удивительных общений, когда душа души касалась, и как будто вырастали крылья!!!
Я был счастлив, когда первый раз был в Италии и в Уффици увидел живьем Боттичелли.
Я был счастлив в Швеции на своем первом симпозиуме.
Конечно, у меня было гораздо больше моментов счастья и радости, но эти - самые полновесные...
ХУДОЖНИК, РАЗРУШАЯ, СОЗДАЁТ
Парадокс творчества в том, что художник, разрушая, создает!
Разрушая природную форму камня, дерева, совершая насилие, мы создаем свою собственную структуру. Работая с материалом, я стараюсь сохранить большую природную изначальную форму и просто увидеть - и почувствовать! – что там внутри!
"НАСТРОИТЬ" СВОЁ ВИДЕНИЕ
Художник в своих работах отражает окружающий мир через свою творческую призму. Более того, интерес к объекту изображения, к увиденному у автора приходит только, если возникает резонанс с внутренним состоянием и кругом художественных интересов.
Конечно, здесь очень важно "настроить" своё видение, как музыкант настраивает свой инструмент, а это постоянный труд, тренинг и, конечно же, талант.
МОЯ КОНЦЕПЦИЯ
Моя концепция - это полное ее отсутствие. Создавая свою концепцию, даже самую широкую и общую, художник создает клетку, ограничивающую его свободу, в которой он вынужден жить.
Начиная новую работу, я не хочу, чтобы на меня что-то давило, даже мой личный опыт. Ведь я создаю что-то абсолютно новое, то, чего еще не было и что кроме меня никто не сделает, и в этом смысле каждая работа первая и последняя.
Конечно, у меня есть свои пристрастия и идеи, национальные традиции подсознательно живут во мне.
САМОЕ ПРИЗРАЧНОЕ - ЭТО "ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС"
И что же мы называем нашей жизнью? Часто можно слышать, что жить надо здесь и сейчас! За этим скрывается целая философия материалиста, не очень мудреная. С верой в настоящее, свои силы, деньги, работу, отдых в хорошем месте, вкусную еду и хорошую машину.
Боже меня сохрани осуждать все это! Единственное, что я хочу сказать, это то, что самое призрачное -— это есть «здесь и сейчас». Мы не можем остановить движения времени, и то, что есть «сейчас», через секунду становится уже навсегда прошлым.
ЧЕЛОВЕК РОЖДЕН ТВОРЦОМ
Творчеству научить нельзя. Его можно ТОЛЬКО «раскрыть» или "закрыть". Человек рожден творцом. На этом основываются все его навыки. От первого шага, от стремления ходить, а не ползать, до стремления «летать как птица». От неосознанного желания, благодаря которому ты приобретаешь необходимые практические навыки, до жажды самосовершенствования.
СКУЛЬПТУРА - ВИД ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скульптура - это прежде всего вид духовной деятельности человека, несмотря на сходство с внешним материальным миром и существование его в формах. Внешняя форма тоже бывает «одухотворенной». Создание красивой поверхности, пропорции, умение работать с пространством - вещи абсолютно необходимые, но недостаточные, так как они относятся скорее к ремеслу, тому, чему можно научить, чем к искусству скульптуры.
СКУЛЬПТУРА
С - Самым важным в понимании скульптуры является то, что она является родом духовной деятельности человека. Культура звучит почти как скульптура.
К - Культура звучит почти как скульптура. Эти два слова тесно переплетены.
У - Удивление от увиденного, может даже катарсис. Упорный труд.
Л - Любовь, конечно, как всё созидающая сила. Лепка и литьё.
Ь - Мягкий знак - это почти скульптура. Знак в скульптуре - это очень важно в смысле первого восприятия, читаемости идеи, мысли.
П - Профессия скульптуры требует умения работать с формой и пространством, находить пропорции и уметь создавать «вкусную» поверхность.
Т - Творчество, начало и конец, новаторство, бег от обыденности.
У - Упорство, уникальность.
Р - Работа с материалом, работа над собой.
А - Анализ своего творчества и своих работ. Анализ успехов и промахов.
Мне кажется, что слово «скульптура», для его понимания, можно представить в виде такой аббревиатуры.
НЕ ЛЮБЛЮ И НЕ УМЕЮ "ДОТЮКИВАТЬ"
Не люблю и не умею "дотюкивать" и "вылизывать". С каждым тюком становится скучнее и скучнее, и мне, и работа. И дело не в завершенности, которая нужна; но когда кусок сделан «в раз», в нем полно энергии. А от глянца несет мертвечиной.
Нравятся ли мне "дотянутые" работы? Чем-то да, я ценю в них то, что я сам никогда не сделаю, но мне ближе "нерукотворность" Манцу и ее сочетание с живописной лихостью фактур.
Хочу ли я делать монументы? Я думаю, что хоть один "для смеха" надо "вырвать" у судьбы. Но гораздо ближе и приятнее станковые вещи и симпозиумные. Надо только поднимать их уровень и от мелкой пластики расти в размере.
СКАЗКУ СВОЕЙ ЖИЗНИ НЕ ЗНАЕТ НИКТО
Сказку своей жизни не знает никто. И сюжет ее переменчив. Что кажется иногда совершенно невозможным, потом происходит и становится обычным, привычным.
Время, как поезд дальнего следования, идет сквозь снег и жару, и никто не знает, что нас ждет на следующей остановке, но все знают, что на какой-то станции тебе придется сойти. Это будет твоя конечная, а поезд помчится дальше, унося с собой твоих родных, близких, любимых, врагов, случайных попутчиков, развозя всех по их конечным.
Что же это значит? Что делать?
В чем же смысл путешествия из пункта отправления "детство" в бесконечность?
НИКОМУ НЕ ДАНО ЗНАТЬ СРОКОВ
Мы погружены во время, и оно наш властелин, потому что никому не дано знать сроков, начала и конца. Что такое наши даты и юбилеи? Они нас сначала радуют, затем пугают. Ощущение своей рабской зависимости усугубляет это непонимание.
А можно ли вырваться из этих сетей?
Во мне живет такое ощущение, что где-то (опять неопределенность) существует такое, наверно, не место, а состояние, где прошлое и будущее вместе, и нет противоречия и хаоса.
(Тексты из альбома «Владимир Тишин. Скульптура". Москва, 2018)