ПАВЕЛ ШИМЕС. В ГЕРМАНИИ

Рассказываем о том, как скульптор Павел Шимес (1930-2019) жил и работал в Германии, куда переехал в 1997 году.

 

Проект реализуется победителем конкурса «Общее дело» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина

 

 

 

- Сложившийся зрелый художник равен самому себе. Тут действует закон сохранения собственной энергии, собственной выстроенной за долгие годы эстетики. С течением времени энергии становится меньше. Это естественно.

Но и в этом случае художник находит для себя другой масштаб или другие способы воплощения своих идей.

В 1997 году московские скульпторы Павел Шимес и Марианна Романовская переехали в Германию, где их творчество обрело камерный характер. Кроме того, можно констатировать, что немецкий мир не стал предметом их художественного осмысления. Шимесу с избытком хватило того, что он как человек и художник носил в себе. Все его пластические приемы, вся техника остались неизменными. Он не видел никаких побудительных причин «менять руку».

Лаконизм художественной выразительности отдельных произведений всегда контрастировал у Шимеса с многодольным предметным изобилием, что особенно хорошо видно в композициях на музыкальные темы. В работах последних 10-15 лет такие небольшие скульптурные «формулы», как «Еврейский скрипач», «Воскресение Паганини», «Иаков и ангел» соседствуют со сложными многосоставными работами – «Человек-оркестр», «Это я, Господи», «Concerto grosso для бездомной собаки», «Да здравствует музыка!».

                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

 

Из привычной стилистики явно выпадают две абстрактные композиции – «Александр и Дарий» и «Схватка». Их автором вполне могла бы быть Марианна Романовская со свойственной ей пластической эксцентричностью и склонностью к эпатажу.

 

 

«Схватка», представляющая собой комбинацию из трех «хищных» бельевых прищепок, воспринимается как пластическая шутка мастера, впервые применившего для своей скульптурной затеи готовые бытовые предметы.

По плоской расплывчатой форме и сквозной структуре необычен «Зимний ручей». Это явно неожиданное в русле творчества Шимеса природное наблюдение, переведенное в материал (дерево, крашеная фанера).

Впрочем, эта неожиданность относительна, если учесть появление целого ряда уплощенных рельефных композиций начала и середины 2000-х годов. Среди них есть работы разной степени фигуративности.

В частности, можно выделить триптих «Рост», где на синем или белом фоне четко обозначены темные стволы и ветви деревьев или более раннюю композицию «Зима» с деревьями и птицами. Уплощенные рельефы выглядят декоративно-монументальными фрагментами предполагаемой большой серии, ограниченной в силу обстоятельств.

Павел Шимес явно наметил новую перспективу для развития своего творчества. Несмотря на краткость серии, она воспринимается в каждом отдельном случае, как знаки пластического здоровья опытного мастера. Особо отметим, что в пластике Шимеса цвет не играет большой роли, как у многих известных российских мастеров его и более старшего поколения (А. Пологова, Д. Митлянский, Л. Берлин).

У Шимеса мы чаще видим естественный цвет материала – прежде всего теплой древесины или холодного металла. Лишь иногда скульптор красит дерево, а точнее – тонирует его. Причем делает это по акварельному деликатно, как например, в скромной по размерам скульптуре «Еврейский скрипач», где светлая фиолетовая краска – это, разумеется, холодный цвет печали. Чем же ещё может быть «окрашена» мелодия, которую выводит скрипка еврейского музыканта?

В последние годы скульптор лишь однажды позволил себе красочную пестроту, родственную веселым краскам народной русской игрушки. Имеется в виду «Натюрморт» с рыбой, бутылкой, разделочной доской и стилизованным букетом. Но это исключение, подтверждающее общее правило.

Не сливаясь со станковой пластикой, в творчестве Шимеса существуют изящные металлические флюгера. Он их также почти не красит, доверяясь цвету естественного материала. Его декоративные силуэты рыб, птиц и ангелов живут на фоне неба своей честной функциональной жизнью, точно указывая откуда и куда дуют ветры Германии.

 

 

                                                                                                                             

Считать Шимеса полностью не замечающим окружающую его немецкую жизнь было бы не совсем верно. Достаточно обратить внимание на его «Гулливера», лежащего со спутанными ногами и руками среди домиков и башен старого европейского города.

Художник, замкнувшийся в кубатуре своей мастерской, не вступающий в контакт с людьми, говорящими на чужом языке, – кто же он? Разумеется, инородное тело – Гулливер, попавший в миниатюрный театральный мир гномов-лилипутов. В горизонтальной композиции местные жители не видны, но они наверняка сидят в своих игрушечных домиках и подсматривают из окошек за беспомощным великаном, раскинувшим руки и ноги среди их кукольной архитектуры.

В России, а точнее в бывшем Союзе у Шимеса был выход в соразмерное его пластике пространство. Начиная с 1960 года, в разных городах и республиках на фасадах и в интерьерах общественных зданий он создал множество хорошо узнаваемых декоративно-монументальных произведений. В кратком вступительном слове к каталогу групповой выставки московских художников он писал: «Невозможно быть несовременным. Возможно лишь не быть художником.»

Его собственное творчество полностью подтвердило верность этих слов. В произведениях Шимеса заключен опыт целого поколения московских скульпторов, совместивших в своем искусстве станковое и монументальное начала.

Вильям МЕЙЛАНД, искусствовед, 2019

Объединение московских скульпторов благодарит Татьяну ШИМЕС за участие в создании этой страницы.

Материал "ПАВЕЛ ШИМЕС. ПРИЧАЛ СРЕДИ СТРУЖЕК"

Материал "ПАВЕЛ ШИМЕС. В СССР"

Материал "ПАВЕЛ ШИМЕС. ЖИЗНЬ - ТРАГЕДИЯ. ДА ЗДРАВСТВУЕТ ЖИЗНЬ!"

 

Наш адрес

г. Москва, Староватутинский проезд, д. 12, стр. 3

Наш E-mail: kamardinaoms@mail.ru

Наши контакты

Секретарь правления секции скульптуры МСХ и ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21
Приемные дни: понедельник — среда, с 10.00 до 18.00

Секретарь дирекции ОМС
Н.А. Кровякова 8 (495) 472-51-51

Редактор сайта ОМС
М.А. Камардина 8 (916) 806-78-21

Поиск