Сайт ОМС продолжает серию публикаций, посвященных жизни и творчеству выдающегося советского скульптора Сергея Меркурова (1881-1952).
По свидетельству очевидцев, Сергей Меркуров довел искусство снятия посмертных масок до филигранного мастерства. Никто точно не знает, сколько он этих масок «выполнил», но говорят о нескольких сотнях.
Писатель Юрий Олеша был очевидцем того, как Сергей Меркуров в 1934 году снимал посмертную маску с Андрея Белого. Дело происходило в зале московского Клуба писателей. Как вспоминает Олеша, он и еще несколько человек «столпились у гроба, в котором лежал поэт, «обезображенный и, казалось, униженный тем, что голова его была залита гипсом и представляла собой белый, довольно высокий холм».
Меркуров, поскольку он работал с гипсом, был в халате, и руки его были испачканы в белом.
«Он, - пишет Олеша, - разговаривал с нами, и было видно, что он чего-то ждет. Поглядывая на часы, отодвигая стянутый тесемками рукав. Вдруг он подошел к белому холму и щелкнул по его вершине пальцами, постучал, отчего холм загудел.
- Готово, - сказал он и позвал: - Федор!
Подошел Федор, тоже в халате - помощник, - и снял холм, что не потребовало затраты усилий, - он снялся с легкостью, как снимается крышка коробки. Я не помню, что мы увидели; если начну описывать, то это не будет воспоминание, а нечто сочиненное. Увидели просто лицо мертвого Андрея Белого.
- Вот и маска, - сказал Меркуров.
Маска была еще внутри этого гипса, еще, так сказать, в обратном виде, и мы ничего не поняли из того, что понимал скульптор, смотревший во впадину в куске гипса, как смотрят в миску.
- Вы ведь снимали маску со Льва Толстого? — спросил кто-то из нас.
- Снимал.
- Ну и что? - вырвалось у спросившего.
- Сильно прилипла борода.
Я вовсе не хочу порочить скульптора, приводя этот как бы циничный ответ. Он совсем и не был в эту минуту циником. Просто он ответил профессионально».
Сам скульптор не любил рассказывать о том, как он снимает посмертные маски. Исключение он сделал только для Каталикоса Мкртыча Хримяна, Льва Толстого и В.И. Ленина, довольно подробно зафиксировав в своих записях саму «процедуру».
При снятии маски Ленина со скульптором чуть не случился инфаркт: в какой-то момент он вдруг решил, что Вождь не умер и... Но здесь уместнее всего предоставить слово самому Сергею Меркурову.
Материал СЕРГЕЙ МЕРКУРОВ. ПАРАД ПОСМЕРТНЫХ МАСОК"
Предыдущие материалы
"Сергей Меркуров. Бог гранита и его помощники"
"Сергей Меркуров. Совет умирающего Куинджи"
"Сергей Меркуров. Слезы и кровь Родена"
"Сергей Меркуров. Разговор о воровстве и богатстве"